Печать
И.С. Вевюрко

Актуальной проблемой современного мира является возникающее в ходе глобальных процессов миграции соединение разнородных начал в сфере культуры и особенно воспитания. Обращение к прошлому даёт возможность продемонстрировать, что с этой проблемой западная цивилизация сталкивается не впервые, и в некотором смысле такое соединение даже лежит у её истоков, захватывая в особенности время становления Римской империи.

В эллинистическую и римскую эпохи пайдейя (образованность) рассматривалась как основание для более или менее широкого, а иногда и полного доступа к гражданским правам господствующего этноса. Ценой её усвоения часто становился отказ от собственных обычаев. Пути мировоззренческой конвергенции с разной степенью успешности обходили этот вызов. Важным для всей последующей истории образованности стал опыт формирования пайдейи у евреев, этапы которого реконструируются в данной статье. На первом этапе происходило преимущественно пассивное усвоение новых знаний и навыков, на втором реализовывалась практическая потребность в подготовке собственных учителей, на третьем производилась попытка опосредования двух частей воспитания евреев при помощи специальной литературы, включавшей в себя элементы как библейского предания, так и античной философии.

В статье показано, что усвоение иудеями внешних форм греческой культуры не только не привело к их культурной ассимиляции, но стало причиной более ясного осознания ими несовместимости двух картин мира: иудейской и языческой, включая философские интерпретации последней. Оно непосредственно подготовило христианскую критику античного миросозерцания.

Ключевые слова. Пайдейя, иудаизм, эллинизм, образование, культурная ассимиляция, мудрость, христианская критика античного миросозерцания.

Список литературы:
Аристовул Александрийский. Философские фрагменты // Религиоведческий альманах. 2016.
№ 2. С. 42-73.
Беляев Л.А., Мерперт Н.Я. От библейских древностей к христианским. М.: Институт философии, теологии и истории, 2007. 392 с.
Библия с комментариями. М.: Российское библейское общество, 2004. 1564 с.
Вевюрко И.С. Из истории чтения Библии: догерменевтическое восприятие священного текста // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2015. Т. 10. Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast10-1.2015.41.
Вевюрко И.С. Иудео-эллинистическая религиозная антропология в диалоге мудрецов из «Письма Аристея» // Вестник Московского университета. Сер. 7: Философия. 2016. № 6. С. 96-108.
Вевюрко И.С. Притчи Септуагинты как дидактический текст // Вестник ПСТГУ, I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 6. С. 30-44.
Вевюрко И.С. Септуагинта: древнегреческий текст Ветхого Завета в истории религиозной мысли. М.: Издательство Московского университета, 2013. 976 с.
Вевюрко И.С. Философия религии у Аристотеля // Вестник Московского университета. Сер. 7: Философия. 2014. № 6. С. 86-99.
Иваницкий В.Ф. Письмо Аристея к Филократу (введение, перевод и комментарии). Опубликовано: Труды Киевской духовной академии 1916, II, июль-август, с. 153-198, сентябрь-октябрь, с. 1-37, ноябрь, с. 197-225. М.: Кафедра библеистики МДА, Фонд «Серафим», 2006 [Электронный ресурс]. URL: https://tvereparhia.ru/biblioteka-2/i/348-ivanitskij-v-f/7994-ivanitskij-v-f-pismo-aristeya-k-filokratu-vvedenie-perevod-i-kommentarii-1916 ( дата обращения: 23.11.2018).
Иегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Т. 1. М.: ГЛК, 2001. 594 с.
Иегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Т. 2. М.: ГЛК, 1997. 336 с.
Ковельман А.Б. Риторика в тени пирамид. М.: Наука, 1988. 198 с.
Марру А.-И. История воспитания в древности (Греция). М.: ГЛК, 1998. 425 с.
Пигулевская Н.В. Культура сирийцев в средние века. М.: Наука, 1979. 272 с.
Чериковер В. Эллинистическая цивилизация и евреи. СПб.: Гуманитарная Академия, 2010. 640 с.
A new english translation of the Septuagint and the other greek translations traditionally included under that title / ed. A. Pietersma and B.G. Wright. N.Y.: Oxford University Press, 2007. 1027 p.
Jaeger W. Early christianity and greek paideia. Cambridge: Belknap Press, 1961. 154 p.
Lee Th.R. Studies in the form of Sirach 44-50. Atlanta: Scholars Press, 1986. 269 p.
Najman H. Jewish wisdom in the Hellenistic period: Towards the study of a semantic constellation // Is there a text in this cave? Studies in the textuality of the Dead Sea scrolls in honour of George J. Brooke /
ed. A. Feldman a.o. Leiden: Brill, 2017. pp. 459-472.
Second Temple Jewish “Paideia” in context / ed. Zurawski J.M., Boccaccini G. B.: Walter de Gruyter, 2017. 308 p.
Septuaginta Deutsch: Erläuterungen und Kommentare zum griechischen Alten Testament / hrsg. von M. Karrer und W. Kraus. Bd. II. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 2011. 2054 s.
Stroumza G.G. Bibel und Paideia – ‘Textgemeinschaften’ in der Spätantike // Performanz von Wissen: Strategien der Wissenvermittlung in der Vormoderne / hg. Th. Fuhrer, A.-B. Renger. Heidelberg: Winter, 2012. ss. 161-172.

Об авторе:
Вевюрко Илья Сергеевич – кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; доцент кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета ПСТГУ. МГУ им. М.В. Ломоносова. Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б. Научная специализация: религиоведение. Е-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..