Печать
О.В. Бокавнева

Жанр карикатуры пользуется популярностью у печатных СМИ и, благодаря развитию современных технологий, перекочевал со страниц газет и журналов в виртуальное пространство Интернета, став аналогом или расширенной версией традиционных средств массовой информации. «Сеть», кроме обширной аудитории, имеет и другие преимущества: мультимедийность, оперативное обновление материала, отсутствие географических границ, размещение безграничного объёма информации, постоянное дополнение, интерактивность, быстрая обратная связь. Кроме того, под каждой карикатурой может отмечаться количество её просмотров, а посетитель – оставить свой отзыв или оценку.

Показатель посещаемости электронных СМИ служит свидетельством обратной связи, с его помощью не только составляется рейтинг, но и оценивается интерес читателей к карикатуре. Интерактивность помогает журналистам формировать повестку дня, анализировать и удовлетворять информационные запросы, публиковать наиболее интересные иллюстрации. Известно, что читатель прежде всего обращает внимание на изображение, а затем уже на текст. Карикатура может сопровождать журналистский текст, а может существовать в качестве самостоятельного материала. В любом случае, она является откликом на актуальное событие или проблему. Данный жанр сложен тем, что художник должен передать информацию наглядно, раскрыть новость, завуалировать критику и т.д.

Язык, с помощью которого создаётся рисунок, должен быть ясен не только самому автору, но и читателю. Особенно это важно, если карикатура размещается в СМИ, рассчитанных на иностранную аудиторию. Сильная сторона карикатуры заключается в том, что она сначала воздействует на чувства, а затем уже на разум, оказывает глубокое влияние не только на определённого человека, но и на группу и даже на массу людей. Поэтому выбор художником стилистических приёмов для невербального компонента весьма важен. Стилистические приёмы в изобразительном компоненте не только помогают сделать сюжет незаурядным, острым, изобразить актуальную проблему ярко и точно, но и произвести сильное впечатление на аудиторию.

Ключевые слова. Карикатура, метафора, сатирический образ, критика, воздействие, комический эффект.

Список литературы:
Айнутдинов А.С. Типология и функции карикатуры в прессе // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 21. С. 20-28.
Артемова Е.А. Карикатура как жанр политического дискурса: дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2002. 237 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ahmerov.com/book_1049_chapter_21_2.6_ZHanroobrazujushhie_priznaki_politicheskojj_karikatury.html (дата обращения: 21.06.2018).
Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Современная версия. М.: Эксмо, 2009. 288 с.
Кротков А.П. Карикатура. Непридуманная история. М.: АСТ, 2015. 320 с.
Мир новостей. 2014-2018 [Электронный ресурс]. URL: https://mirnov.ru (дата обращения: 26.07.2018).
Россия Сегодня. РИА Новости. 2014-2018 [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru (дата обращения: 05.08.2018).
Середина Е.В. Элементы трагизма и комизма в политической карикатуре // Электронный научный журнал КубГАУ. 2012. № 79(05). С. 1-13.
Талыбина Е.В., Минакова Н.А. Карикатура как взаимодействие вербальных и невербальных знаковых систем // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2013. № 1. С. 24-29.
ChinaDaily. 1995-2018. Available at: http://www.chinadaily.com.cn (accessed 30 July 2018).

Об авторе:
Бокавнева Ольга Викторовна – тьютор Международного управления Отдела виз и регистраций (ОВИР), МГИМО МИД России, соискатель кафедры философии МГИМО. 119454,
г. Москва, проспект Вернадского, 76. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..