Печать
V.Д. Knežević, B.R. Bratina
Belgrade University, Сika-Ljubina 18–20 St., 11000, Beograd, Serbia. Priština University, temporarily seated in Kosovska Mitrovica, Filipa Višniсa bb. St. 38220, Serbia.

Модель развития межкультурной сензитивности Мильтона Беннета – одна из самых известных и признанных моделей в так называемом «неформальном образовании» (то есть образовании, имеющем место вне специализированных образовательных институтов) и тренинге. Частично данная модель основана на личном опыте жизни и работы ее автора за рубежом (в 1968-1970 гг. он был волонтёром миротворческого корпуса США в Микронезии, к тому же у него есть опыт пятнадцати лет преподавания и организации тренингов в области межкультурной коммуникации у себя на родине и за рубежом). С теоретической точки зрения идеи Беннета опираются на сочетание феноменологии и конструктивизма: расширительное применение феноменологического метода комбинируется здесь с процессом конструирования культурных значений, что позволяет реализовать цель «конструирования идентичности». Подобное моделирование опирается на динамический подход: культурные различия понимаются не в качестве неких «данностей», но именно как процесс конструирования. Поэтому могут (и должны) становиться объектом целенаправленного воздействия. В идеальном случае предполагается, что стартовой точкой личностного развития по такому сценарию может выступать крайний этноцентризм; тогда как перспектива обратной крайности – тотальная релятивизация этничности. Последняя может стать предметом рефлексии в культурном и моральном релятивизме, который ставит своей задачей формирование рефлективной (а не спонтанной) эмпатии. Модель Беннета описывает шесть стадий развития межкультуральной сензитивности. Эти стадии: 1. Отрицание культурных различий; 2. Защита бинарности как основания культурных различий; 3. Установка на стирание культурных различий; 4. Принятие неизбежности культурных различий; 5. Адаптация к культурным различиям; 6. Интеграция культурных различий в постоянно конструируемую самость.

Анализируя каждую из этих стадий, имеет смысл отдельно остановиться на последней – стадии интеграции. Опираясь как на сугубо теоретические аргументы, так и на столь ценимый в рамках «неформального образования» личный опыт жизни за рубежом, автор статьи уделяет особое внимание вопросу о культурной и моральной «апатридности», - состоянии, которое, согласно Беннету, переживает личность в стадии интеграции. В результате детального анализа обоснован вывод о мнимом характере универсализма подобного переживания: поскольку оно получено в рамках специфического типа культуры, теоретическая корректность его тотальной экстраполяции на другие культуры остается под большим вопросом.

Ключевые слова: Модель развития межкультурной сензитивности Мильтона Беннета, этноцентризм, этнорелятивизм, культурные различия, конструирование идентичности, западная культура.

Список литературы:
1. Bennett, M. J. A Developmental Approach to Training for Intercultural Sensitivity // International Journal for Intercultural Relations. 1986. Vol. 10, pp. 179–196.
2. Landis, D., Bennett, M. J., Bennett, J. M. (Eds.) Handbook of Intercultural Training. 3rd edition. Thousand Oaks, CA: Sage. 2004; 528 p.
3. Bennett, M. J. The Ravages of Reification: Concidering the Iceberg and Cultural Intelligence, Towards De-Reifying Intercultural Competence / Keynote Presentation for FILE IV, Colle Val D’Elsa, Sept. 28th 2013: http://www.idrinstitute.org/allegati/IDRI_t_Pubblicazioni/77/FILE_Documento_Intercultura_Reification.pdf (visited 14. 2. 2017).
4. Hardt, M., Negri, A. Empire. Cambridge/London: Harvard University Press. 2000; 496 p.
5. Sahlins, M. The Western Illusion of Human Nature. Chicago: Prickly Paradigm Press. 2008; 112 р.

Višnja D. Knežević – PhD ( Philosophy), Assistant Researcher of the Institute for Philosophy at Faculty of Philosophy Belgrade University, Serbia. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Boris R. Bratina – PhD Philosophy, Assistant Professor Faculty of Philosophy in Priština University at Kosovska Mitrovica, Serbia. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..