Печать
Н.Т. Нурулла-Ходжаева
Институт Востоковедения РАН, 107031, Москва, ул. Рождественка, д. 12.

Каждый этап исторического развития подразумевает собственный набор философских тем. Современный этап отличается попытками «переоформить» отношение к сознанию человека в контексте развития темы «искусственный интеллект». Большинство исследователей считают, что данная тема – это «достояние» философии Запада. В предлагаемой статье я инициирую расширение этой площадки за счёт подключения философии Востока, точнее, одного из её представителей, бухарца Ибн Сины (980 – 1037 гг.). Им был спроектирован первый в истории человечества виртуальный эксперимент под названием «Парящий человек». Такой креативный подход подвёл Ибн Сина к успешной гармонизации отношений великих «спорщиков» античности, что, вероятно, может считаться более оправданным и целесообразным вариантом сознания человека.

Среди современных философов схожий (пусть и весьма отдалённо) проект обосновал английский исследователь Дерек Парфит в книге «Причины и личности» [23]. В ней британец размышляет над темой персональной идентичности. Его основная идея последовательно выставляется через этические схемы, с помощью которых можно говорить о перевоплощении меня/себя самого в будущем. Для большинства современных философов ответ на такого рода проблемы формируется в соответствии с вариантом «машинной» идентичности по типу «все-или-ничего». Однако Парфит через серию виртуальных экспериментов (сама книга начинается с истории о телетранспортации себя, что может считаться неким напоминанием о «виртуальном» бухарце) говорит о сохранении человека, его самоосознания через определённые и естественные отношения между людьми, традициями, институтами и территориями. То есть характерной чертой самосознания (и я предполагаю, что за этим стоит как Ибн Сина, так и Парфит), или иначе эго, обладающее способностью осознавать себя, не зависающей в одностороннем порядке лишь на рациональном мышлении. Такого рода подход предусматривает возможность преодоления рационалистического и объективистского подхода к культуре/истории человечества и соответствующее принятие разнообразия в его развитии в направлении модифицированного понимания индивидуальной идентичности.

Ключевые слова. Ибн Сина, культура, философия, «парящий человек», сознание, тело, искусственный интеллект.

Список литературы:
1. Абуали ибн Синa. Избранное (в 2-х томах). T.1. Душанбе, Ашгабат: Культурный центр Посольства ИРИ в Туркменистане и Центр культурных и международных исследований, 2003. 451 с.
2. Аристотель. О душе / Перевод П.С. Попова, испр. и доп. М.И. Иткиным, с примечаниями А.В. Сагадеева. // Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т.1. М.: Мысль, 1976. С. 371-448.
3. Гюстав K. История рыцарства во Франции. Этикет, турниры, поединки. М.: Центрполиграф, 2010. 159 с.
4. Ибн Сина. О душе // Ибн Сина Авиценна. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1980. С. 383 - 521.
5. Орлов С.В. История философии. СПб.: Питер, 2009. 192 с.
6. Сагадеев А.В. Ибн-Сина (Авиценна) М.: Мысль, 1980. 240 с.
7. Наср Сайид Хосейн Философы ислама: Авиценна (Ибн Сина), ас-Сухраварди, Ибн Араби / пер. с англ., предисл. и коммент. Р. Псху. М.: Языки славянских культур: ООО «Садра», 2014. 149с. - (Философская мысль исламского мира. Переводы / Российская акад. наук, Ин-т философии; Т. 3). [Электронный ресурс]. URL: http://iphras.ru/uplfile/smirnov/mysl/perevod/3/nasr3.pdf (дата обращения 3.05.2017).
8. Средневековая арабо-мусульманская философия в переводах А.В.Сагадеева: собр. пер. в 3-х томах. Т.1 / сост. и отв. ред. Н.Ц.Кирабаева. M.: Изд. Дом Марджани, 2009. 272 с.
9. Фролова Е.А. Арабская философия: Прошлое и настоящее. М.: Языки славянских культур, 2010. 461 с.
10. Шахиди М. Ибн Сино и Данте. Душанбе: Дониш, 1986. 126 с.
11. Шредигер Э. Разум и материя. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2000. 96 с.
12. Abd al-Rahman al Naqib Avicenna // Prospects: the quarterly review of comparative education. P., UNESCO: International Bureau of Education, vol. XXIII, no. 1/2, 1993, Р. 53-69 [Electronic resource]. URL: http://ddc.aub.edu.lb/projects/saab/avicenna/avicenne.pdf (дата обращения 5.05.2017)
13. Avicenna's Metaphysics / ed.: Al-Shifâ’, Al-Ilâhiyyât, Mohammad Youssef Moussa, Solayman Dunya, Sa’id Zayed. Cairo: Organisme Général des Imprimeries Gouvernementales, 1960, II: 431–2; translated by A.J. Arberry, Aspects of Islamic Civilization L.: George Allen & Unwin, 1964.
14. Boden M.A. Mind as Machine: A History of Cognitive Science, 2 vols., Oxford: Oxford University Press, 2006, 1627 р.
15. Bostrom N. Superintelligence: Paths, Dangers, Strategies. Oxford: Oxford University Press, 2014.
352 p.
16. Go J. Postcolonial Thought and Social Theory. N.Y.: Oxford University Press, 2016. 248 p.
17. Gutas D. The Study of Arabic Philosophy in the Twentieth Century: An Essay on the Historiography of Arabic Philosophy // British Journal of Middle Eastern Studies. 2002. Vol. 29. No. 1. pp. 5-25.
18. Black D.L. Avicenna on self-awareness and knowing that one knows // The unity of science in the Arabic tradition: Science Logic Epistemology and their interactions / Shahid Rahman, Tony Street, Hassan Tahiri (eds.). Springer, 2008. [Electronic resource]. URL: https://halshs.archives-ouvertes.fr/halshs-01219634/document (дата обращения 30.04.2017).
19. Fouad A.E. A History of Muslim Philosophy, vol.1, Book 3, Chapter 21: Al Kindi; Ahlul Bayt Digital Islamic Library Project [Electronic resource]. URL: https://www.al-islam.org/history-muslim-philosophy-volume-1-book-3/chapter-21-al-kindi (дата обращения 30.04.2017).
20. Clayton М., Philo R. Leonardo Da Vinci: The Mechanics of Man. California: Getty Publications, 2010. 160 p.
21. Lyons J. The House of Wisdom: How the Arabs Transformed Western Civilization. N.Y.: Bloomsbury Publishing USA, 2010. 272 p.
22. Mingolo W. Local Histories/Global Designs: Coloniality, Subaltern Knowledges, and Border Thinking. Princeton: Princeton University Press, 2012. 371 p.
23. Parfit D. Reasons and Persons Oxford: Oxford University Press, 1986. 560 p.

Нурулла-Ходжаева Наргис Талатовна – д.филос.н., cтарший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института Востоковедения РАН. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..