Печать
М.А. Халиль

В статье рассматривается вопрос о значимости аксиологических знаний в процессе межкультурной коммуникации. В ситуации глобализированного мира общение с представителями других культур становится неизбежным процессом, от успеха которого зависит качество жизни как индивида, так и общества в целом. При этом актору межкультурной коммуникации сегодня уже недостаточно информации о поведенческих особенностях в инокультурной среде, но необходимо знание ценностных ориентаций и установок, превалирующих в том или ином обществе. Обосновывается важность использования потенциала эмпатии как базового навыка межкультурной коммуникации. В результате анализа двух типов эмпатии – эмоциональной и когнитивной, делается вывод об эффективности использования когнитивной эмпатии в ходе межкультурного общения, так как именно она позволяет расширять мировоззрение и «видеть мир глазами другого человека». Безусловно, у человечества имеется набор универсальных ценностей, однако в разных культурах ценностные приоритеты и иерархия будут различаться. Поэтому компаративный кросс-культурный анализ ценностей будет содействовать установлению успешного диалога между культурами. Естественно, что для выявления аксиологических приоритетов разных культур необходимо провести определённые замеры и исследования. В качестве методологической основы была взята теория, предложенная американскими антропологами Френсис Клакхон и Фредом Стродтбеком, согласно которой культуры классифицируются в соответствии с пятью показателями: временем, деятельностью, отношениями, связью человек-природа, природой человека. Рост религиозного фактора в современном мире предполагает повышение пристального внимания к вопросу о религиозной аксиологии. Более того, именно религиозные системы сформировали ценностные каркасы различных культур. В связи с тем, что основными религиозными системами на современном этапе являются ислам и христианство, в статье делается скромная попытка проанализировать ценности, предлагаемые двумя религиозными системами: суннитским исламом и православным христианством.

Ключевые слова. Аксиология, межкультурная коммуникация, эмпатия, стереотипы, ислам, христианство, глобализация.

Список литературы:
1. Ачкасов В.А. «Кризис будущего» – кризис универсальных ценностей? // Вестник Московского университета Серия 12: Политические науки. 2012. №3. С. 36-40.
2. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов / Под ред. А.П. Садохина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 352 c.
3. Дианина С.Ю. Ценности ислама в освещении СМК северной Европы: парадоксы межкультурного диалога // Вестник МГИМО-Университета. 2014. №2(35). С. 264-266.
4. Козлов Н.И. Эмпатия: сердечное понимание // Психологос. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/empatiya_dvoe_zn__serdechnoe_ponimanie (дата обращения: 26.06.2017).
5. Лебедева Ю. В. Кросс-культурный анализ феномена эмпатии // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2015. №1(135). С. 169-176.
6. Межкультурная коммуникация в условиях глобализации / В.С. Глаголев, Н.И. Бирюков, Н.Н. Зарубина, Т.В. Зонова, А.Н. Самарин, М.В. Силантьева. М.: МГИМО-Университет, 2010. 214 с.
7. Мочалов Е.В., Фурманова В.П. Этика как механизм гармонизации отношений в межкультурной коммуникации // Интеграция образования. 2014. №4. С. 37-43.
8. Новая философская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH01a2df72bf712cfac7be65a2 (дата обращения: 26.06.2017).
9. Реше Ж. Об эмоциональной и когнитивной эмпатии // Сигма [Электронный ресурс]. URL: http://syg.ma/@zhiuli-rieshie/zhiuli-rieshie-ob-emotsionalnoi-i-koghnitivnoi-empatii (дата обращения: 26.06.2017).
10. Силантьева М.В. Вечные ценности как тема философии культуры // О вечном и преходящем: сборник научных статей. Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. Вып. 2. С. 4-10.
11. Силантьева М.В. Компаративный анализ ревитализации национально-культурного мифа в религиозном измерении: Россия vs Западная Европа // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2016. Т.16. С. 48-64.
12. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Аспект Пресс, 2006. 368 c.
13. Философский энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1413 (дата обращения: 26.06.2017).
14. Carl Rogers on Empathy. Part I [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=iMi7uY83z-U (дата обращения: 26.06.2017).
15. Failure of secular state endemic to globalisation: Mark Juergensmeyer // Business Standard, 03.12.2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.business-standard.com/article/current-affairs/failure-of-secular-state-endemic-to-globalisation-mark-juergensmeyer-116120300908_1.html (дата обращения: 26.06.2017).
16. Hills M. D. Kluckhohn and Strodtbeck’s Values Orientation Theory. Online Readings in Psychology and Culture, 4(4) [Электронный ресурс]. URL: http://scholarworks.gvsu.edu/orpc/vol4/iss4/3 (дата обращения: 26.06.2017).
17. Honglin Z. From Intercultural Awareness to Intercultural Empathy // English Language Teaching. 2011. Vol. 4. №1, pp. 116-119.
18. Kostina E.A. Universal Human Values: Cross-Cultural Comparative Analysis // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 214. P. 1019-1028.
19. The most empathetic countries in the world have just been ranked // Science Alert. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sciencealert.com/the-most-empathetic-countries-in-the-world-have-just-been-ranked (дата обращения: 26.06.2017).

Об авторе:
Мона Абдель Малик Халиль – к. филос. н., директор по международным отношениям «Центра гуманитарного сотрудничества», исполнительный директор Российско-египетского делового совета при ТПП РФ. Научная специализация: межконфессиональное (мусульмано-христианское) взаимодействие, кросс-культурная коммуникация, аксиология культур.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Центр гуманитарного сотрудничества, 109240, г. Москва, Котельническая наб. 1/15, член Египетского совета по международным делам (Egyptian Council for Foreign Affairs).