Печать
В.Р. Легойда

В наши дни проблема усиления действенности права как механизма социального регулирования всё чаще требует углублённого изучения условий доверия к праву как социальному институту. А это, в свою очередь, заставляет обратиться к анализу его источников, то есть заново проделать работу, приведшую новоевропейское сознание к идее автономии морали. Можно ли и в самом деле лишить право опоры на некие исходные «нравственные основы», а последние, в свою очередь, полностью лишить опоры на религиозный контекст? Тем более, что в современном социогуманитарном знании всё чаще акцентируется исходный синкретизм, разложение которого знаменовало эпоху рождения логоса и возвращение которого в эпоху возрождения мифа видится вполне предсказуемым.

Сегодня мы наблюдаем в ряде государств то, что с позиции традиционных ценностей невозможно назвать ничем другим, кроме как попыткой введения порока в правовое поле. В сознании многих людей укладывается мысль, что проституция — это такая же профессия, как врач или учитель, что между семьёй и сожительством нет разницы. На очереди – признание однополых браков в некоторых деноминациях, позиционирующих себя как ветви единого древа христианства. Но ведь с точки зрения мировых религий порок не становится более допустимым, если он возведён в правовые рамки. Реальность в этом случае превращается в постоянный поиск индивидом наиболее короткого пути к удовлетворению эгоистических потребностей без оглядки на моральные ограничения. И как это сочетать с постулатом, что именно с установления этих границ начинается культура?

В погоне за отражением стремительно меняющейся реальности право рискует выродиться в «пустой» пакет манипулятивных технологий, легализующих власть «желаний». При этом оно обречено на потерю своих ключевых признаков: установки на общезначимость справедливых норм и легитимизирующую силу, основанную на исходном доверии к праву как институту. Стремление превратить право в самодостаточный «идеальный объект», оторванный от связи с религиозными и философскими представлениями о достойном и недостойном в поведении человека, лишает его действенности, обесценивая его консолидирующую роль в обществе; а также предвосхищает репрессии в отношении людей, иначе воспринимающих моральную норму.

Ключевые слова. Право, религия, культура, источники права, мораль, правовой порядок, Божественное право, справедливость, социальные регуляторы.

Список литературы:
1. Аверинцев С.С. Религия и культура. Tenafly, NJ, Эрмитаж. 144 с.
2. Барт Р. Мифологии / Пер., вступ. ст. и коммент. С.Н. Зенкина. М.: Академический проект,
2010. 352 с.
3. Бердяев Н.А. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. Париж: YMCA-Press, 1990. 596 с.
4. Бирюков Н.И., Сергеев В.М. Между дуализмом и соборностью (Проблема и механизмы интеграции в современном обществе) // Общественные науки и современность. 1998. № 4.
С. 61-74.
5. Глаголев В.С. Правовая культура в системе национальных ценностей // Право и управление.
XXI век. 2015. № 4. С. 33-38.
6. Глаголев В.С. Религиозно-этническое наполнение образов «свой» и «чужой» в динамике политической конъюнктурности / Диалог культур и пространство цивилизаций. Международные Лихачевские научные чтения. Российская академия наук, Российская академия образования, Конгресс петербургской интеллигенции, Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов. 2014. С. 362-365.
7. Гусейнов А.А. Философия как этический проект // Вопросы философии. 2014. № 5. С. 16–26.
8. Грей Д. Поминки по Просвещению: Политика и культура на закате современности. М., 2003.
368 с.
9. Доусон К.Г. Религия и культура. СПб.: Алетейя, 2000. 281 с.
10. Зорькин В.Д. Доверие к праву – путь разрешения глобальных кризисов: Лекция для участников Международного юридического форума. Санкт-Петербург. 19 мая 2016. [Электронный ресурс] // Российская газета. 2016. 19 мая. URL: https://rg.ru/2016/05/19/valerij-zorkin-zapadnye-elity-naviazyvaiut-miru-chuzhdye-narodu-cennosti.html (дата обращения: 21.09.2017).
11. Рекош К.Х. Влияние толкования на правовой дискурс // Вестник МГИМО Университета.2011.
№ 6. С. 209-216.
12. Сардарян Г.Т. О политической этике и мировом демократическом развитии // Политика и общество. 2014. № 10. С. 1212-1218.
13. Сергеев В.М. Демократия как переговорный процесс / Моск. Обществ. Науч. Фонд. М. : ООО «Издат. центр науч. и учеб. программ», 1999. 147 с.
14. Силантьева М.В. Философия права в глобализирующемся мире: образовательный проект и общественный заказ // Право и управление. XXI век. 2011. № 3. С. 3-12.
15. Соловьев В.С. Оправдание добра. М., 2012. 656 с.
16. Тульпе И.А. Мифология. Искусство. Религия.- СПб.: Наука, 2012. 380 с.
17. Harrison J.E. Prolegomena to the Study of Greek Religion. Cambridge, 1903. 720 р.

Об авторе:
Легойда Владимир Романович – к.полит.н., профессор кафедры мировой литературы и культуры МГИМО, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата. ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел РФ», 119454, Москва,
пр-т Вернадского, 76.