Печать
М.А. Петрова

В статье в качестве методологии изучения международных экономических отношений рассматриваются произведения художественной литературы и кинематографа. Традиционный инструментарий анализа международного движения капитала, международной валютно-финансовой системы, международной торговли товарами и услугами, миграции рабочей силы и международной экономической интеграции дополняется сюжетными линиями, восприятием главными героями экономических процессов, протекающих в отдельных странах и во всём мире.

В исследовании приводятся конкретные примеры, описанные в таких классических произведениях, как «Финансист» Т. Драйзера; «Деньги» Э. Золя; «Три товарища» и «Черный обелиск» Э.-М. Ремарка; «Простофиля Вильсон» и «Банкнота в миллион фунтов стерлингов» М. Твена и др.

Эти книги дают представление о работе фондовой биржи, о курсе акций, о судьбах инвесторов и предпринимателей, о валютном курсе и инфляции. Приключенческий роман «За 80 дней вокруг света» Ж. Верна позволяет сравнить транспортные возможности XIX в. с современными. Облегчение визового режима и отмена пограничного контроля между европейскими странами, составляющими сегодня Шенгенскую зону, рассматривается на примере заграничного паспорта известного художника-мариниста И. Айвазовского. Вовлечённость работников в международный рынок труда на аутсорсинговых предприятиях в Индии показана в фильме «Сбежавшая работа».

В художественной литературе и фильмах, как правило, воспроизводятся наиболее яркие и непростые моменты жизни людей в ситуациях различных событий, что позволяет выделить экономические предпосылки и последствия соответствующих действий главных героев. Исследование в этой связи объединяет научное и образное мышление применительно к основным понятиям международных экономических отношений.

Ключевые слова. Международные экономические отношения, международная торговля, международное движение капитала, портфельные инвестиции, миграция рабочей силы, международная экономическая интеграция, искусство, художественная литература, кинематограф.

Список литературы:
1. Верн Ж. «За 80 дней вокруг света». М.: АСТ, 2015. 112 с.
2. Золя Э. Деньги: роман (пер. с французского А. Тетеревниковой, Д. Лившиц). М.: Художественная литература, 1964. 384 с.
3. Драйзер Т. Финансист: роман (пер. с англ. М. Волосова). М.: Эксмо, 2015. 608 с.
4. Мануков С. Биржевые игры классиков [электронный ресурс] / С. Мануков // Коммерсантъ. 2010. 9 августа. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/1482618 (дата обращения: 07.11.2017).
5. Никитин А. Банкноты нон грата [электронный ресурс] / А. Никитин // Коммерсантъ. 2016. 7 марта. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2917557 (дата обращения: 07.11.2017).
6. Ремарк Э.М. Три товарища. Черный обелиск: романы (пер. с нем. И. Шрайбера, В. Станевич). М.: Эксмо-пресс, 2002. 768 с.
7. Твен М. «Банковский билет в 1000000 фунтов стерлингов»: авторский сборник. М. Эксмо, 2005. 640 с.
8. Global Book Publishing: Market Research Report [Electronic resource] // IBISWorld. 2017. Mode of access: http://www.ibisworld.com/industry/global/global-book-publishing.html
9. O’Meara D., Macleod A., Gagnon F., Grondin D. Movies, myth, and the National Security State, 2016. 293 p.
10. Theatrical market statistics [Electronic resource] // Американская ассоциация кинокомпаний (MPAA). Mode of access: https://www.mpaa.org/wp-content/uploads/2017/03/MPAA-Theatrical-Market-Statistics-2016_Final.pdf

Об авторе:
Петрова Марина Алексеевна – к.э.н., ст. преподаватель кафедры МЭО и ВЭС МГИМО МИД России, исполнительный директор Фонда развития МГИМО. 119454, Москва, проспект Вернадского 76. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..