Печать
Е.Н. Ищенко

В конце ХХ в. в социальных науках происходит терминологический сдвиг от «информационного общества» к «обществу знания» («капитализму знаний», «когнитивному капитализму»). В различных концепциях, обсуждающих перспективы развития общества, экономическая структура которого основывается на знаниях, особое внимание уделяется анализу противоречий и рисков. Значительная часть прогнозов перспектив общественного развития подчеркивает беспрецедентность происходящих трансформаций, затрагивающих все сферы социальной жизни.

Если вся система общественного развития концентрируется так или иначе вокруг производства и потребления знания, то трансформация традиционных способов оперирования знанием оказывается неизбежной. Концептуализация современного состояния как общества знания означает, прежде всего, переход к новой исследовательской парадигме. В её рамках ключевыми оказываются проблематизации трансформаций тех сфер, которые непосредственным образом связаны с производством и трансляцией знания. В этом контексте просветительская деятельность может рассматриваться как важнейший институт коммуникации науки и общества, исследование которого позволяет выявить изменения способов трансляции знания.

Сложившаяся в Новое время традиционная модель коммуникации науки и общества предполагала заведомо неравный доступ к знанию, его иерархизацию и вертикальную модель взаимодействия просветителей и обывателей. Цифровая революция предоставила человечеству беспрецедентную информационную открытость. В то же время поиск новых стратегий просветительства оказывается необходимым условием развития общества. Стремление приобщить большинство к знанию в современной ситуации означает пробуждение в человеке стремления к осмыслению фактов, явлений, событий, пониманию целостной картины тех или иных экономических, социальных, политических, культурных реалий. В связи с этим формирование критических компетенций, а также обучение методологии исследований оказываются необходимыми элементами новых просветительских практик.

Ключевые слова. Знание, общество знания, экономика, основанная на знаниях, просветительство, эпистемология, цифровая революция, наука и общество.

Список литературы:
Брайант Леви Р. На пути к окончательному освобождению объекта от субъекта // Логос. 2014. № 4 (100) С. 276-292.
Горц А. Нематериальное. Знание, стоимость и капитал. М.: Изд. дом Гос. ун-та Высшей школы экономики, 2010. 208 с.
Касавин И.Т. Источники знания: проблема «testimonial knowledge» // Эпистемология и философия науки. 2013. Т. ХХХV. № 1. С. 5-15.
Лисович И.И. Скальпель разума и крылья воображения: Научные дискурсы в английской культуре раннего Нового времени. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 440 с.
Макаров В.С. Поп-шекспироведение: к постановке проблемы // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 2. С. 216-230.
Силантьева М.В. Проблема границ современной науки: культура и дипломатия // Концепт: философия, религия, культура. 2017. № 4. С. 67-77.
Стракович Ю. Цифролюция. Что случилось с музыкой в XXI веке. М.: Издательский дом «Классика- XXI», 2014. 352 c.
Флиер А.Я. Поп-наука: между познанием и развлечением // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 1. С. 32-44.
Хабермас Ю. Техника и наука как идеология. М.: Праксис, 2007. 208 c.
Штер Н. Мир из знания // Социологический журнал. 2002. № 2. С. 31-35.
Юревич А.В. Поп-психология // Вопросы психологии. 2007. № 1. С. 3-14.
Bucchi M., Trench B. Science Communication and Science in Society: A Conceptual Review in Ten Keywords // Tecnoscienza. Italian Journal of Science & Technology Studies. 2016. № 7 (2). P. 151-168.
Castelfranchi C. Six critical remarks on science and the construction of knowledge society // Journal of Science Communication. 2007. Vol. 4. № 6. P. 1-3.
Fuller S. Society’s Shifting Human-Computer Interface: A Sociology of Knowledge for the Information Age // Information, Communication and Society. 1998. № 1. P. 182-198.
Funtowicz S.O., Ravetz J. Science for the post-normal age // Future. 1993. № 3 (7). P. 739-755.
Innerarity D. Power and knowledge: The Politics of Knowledge society // European Journal of Social Theory. 2012. Vol. 1. № 16. P. 3-16.
Knoblauch H. PowerPoint, Communication and the Knowledge Society. Cambridge, МА: Cambridge University Press, 2013. 265 p.
Masuda Y. The Informational Society as Post-Industrial Society. Bethesda, MD: World Future Society, 1981. 171 p.
Rogers E.M. Diffusion of Innovations. 5th ed. N.Y.: Free Press, 2003. 576 p.
Williams M. Problems of Knowledge: a Critical Introduction to Epistemology. Oxford; N.Y.: Oxford University Press, 2001. 288 p.

Об авторе:
Ищенко Елена Николаевна – д.филос.н., профессор кафедры онтологии и теории познания, факультет философии и психологии, Воронежский государственный университет. 394 006 Россия, Воронеж, Университетская пл., 1. Область научных интересов: современная эпистемология, философские проблемы социогуманитарных наук. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..