Печать
Г.Г. Коломиец

В связи с процессом глобализации появившиеся термины современной глобалистики, такие как «новый гуманизм», «мировое сообщество», «единый земной шар», «реальное единство людей» и т.д., говорят о действии эстетосферы в учащающемся ритме гармонии социального космоса человека. Это указывает на неизменное и изменяющееся в существовании идей античной эстетики, для которой смысл социального космоса человека заключался в триединстве метафизических сущностей «Красота-Добро-Истина».

Настоящая статья обращается к эстетическому аспекту социального космоса человека, выделив в качестве основополагающей категории гармонию, а вместе с ней – стремление человеческого сообщества к гармонизации отношений в жизненном пространстве. Автор статьи в гармонии как принципе бытия видит неизменное «ядро» эстетосферы. Гармония как истина заложена в самом мироздании, в котором есть неизменное и изменяющееся; вечное и предельное, с одной стороны, и с другой – движение, вселенский ритм. Человек как «микрокосм», как феномен космической эволюции ощущает действие гармонии, связывая её с представлением о Красоте и Совершенстве, что вместе с тем не исключает трагизма существования. Человек, воспринимая неизменное в самом принципе гармонии и изменяющееся в своём бытии, стремится к истине в искусстве и науке. Гармоническое существование искусства в социуме возникает из-за противоборства и равновесия упорядочивающей музы и музы развращающей. Искусство – в мире прекрасного, так определялось его место в классической эстетике. Очевидно, что искусство и красота должны служить маяками в спасении человечества. Однако неклассическая эстетика размышляет уже не о гармонии и совершенной красоте, а о дисгармонии, наблюдаемой в социокультурных процессах, смене парадигм самого мироощущения.

Автором статьи выделено назначение искусства в социальном космосе человека, прежде всего, в функциях: эстетической; гармонизующей; коммуникативной; аксиологической; воспитательной; познавательной; преобразовательной; адаптивно-созидательной; креативной; этической; мировоззренческой; гедонистической; эвристической; эмоционально-экспрессивной; психофизиологической; врачевательной; прагматической.

Ключевые слова. эстетика, человек, социум, космос, гармония, красота, совершенство, античность, истина, искусство, глобализация.

Список литературы:
Гадамер. Г.Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 367 с.
Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики. СПб.: Алетейя, 2000. 348 с.
Гулыга А. Эстетика в свете аксиологии. СПб.: Алетейя, 2000. 447 с.
Заболоцкий Н.А. Стихотворения и поэмы. М.: Правда, 1985. 512 с.
Иванов А.В. К проблеме онтологического статуса сознания // Вестник Московского Университета. Серия 7: Философия. 2002. № 2. С. 25-34.
История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли. Т. 1. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1962. 534 с.
Коломиец Г.Г. Концепция ценности музыки как субстанции и способа ценностного взаимодействия человека с миром: автореф. дис. … д. филос. н. М., 2006. 44 с.
Коломиец Г.Г. Искусство как способ быть в мире или к вопросу о коммуникативной функции искусства // Вестник Оренбургского государственного университета. 2007. № 7 (71). С. 158-162.
Коломиец Г.Г. Истина музыкально-эстетической сферы в контексте переосмысления неоплатонизма // Поиск истины в пространстве современной культуры: сборник научных статей. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2017. С. 185-194.
Корндорф Н. Я безусловно ощущаю себя русским композитором. Автобиография с лирическими отступлениями // Музыкальная академия. 2002. № 2. С. 53-72.
Кравченко А.И. Социальная антропология. М.: Академический Проект, 2003. 544 с.
Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М.: Искусство, 1965. 372 с.
Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм. М.: НФ «Пушкинская библиотека», ООО «Издательство АСТ», 2004. С. 41-158.
О настоящем и будущем (размышления о философии). Беседа с В.А. Лекторским // Вопросы философии. 2007. № 1. С. 3-15.
Платон. Сочинения в трёх томах / под общей ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. М.: Мысль,
1968-1972. Т.1., 1968. 623 с.; Т. 2., 1970. 611 с.; Т. 3, 1971. 687 с.
Степин В.С. Цивилизация и культура. СПб.: СПбГУП, 2011. 408 с.
Фейнберг Е.Л. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. Фрязино: Век 2, 2004.
288 с.
Яковлев Е.Г. Эстетическое как совершенное. М.: Брандес, 1995. 406 с.
Ямвлих. О Пифагоровой жизни. М.: Алетейа, 2002. 192 с.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. 527 с.
Lossew A.F. Chaos antyczhy // Meander. 1957. № 9. S. 283-293.

Об авторе:
Коломиец Галина Григорьевна – д.филос.н., профессор кафедры философии и культурологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет». Россия, 460018, Оренбург,
ул. Терешковой, д. 10/4 – 60. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..