Различие терроризма и войны в философии не вполне устоялось. Мы предлагаем для характеристики того содержания, которое мыслится как терроризм и/или война, использовать следующие критерии: социальные места, средства производства (оружие), способы коммуникации и коллективные тела. Место – это не ландшафт того, что мы именуем как «архе» – отечество, родина, которое создаёт алиби дискурса войны, тогда как терроризм – это номадическое пространство. К средствам войны, как и терроризма относится всё то, что приводит в действие мощь силы и огня. Винтовка создаёт солдата. Имеющееся в наличии количество вооружений продавливает его использование. Средства коммуникации – это способы легитимации террористического дискурса: объявление факта насилия терактом даже в случае, когда его причина неизвестна. Война же прерывает коммуникацию. Теракт и его последствия приводят в соприкосновение разные общественные тела: аффектированную телесность террориста (смертника и др.) и уравновешенную дисциплинированную телесность европейского человека. Аналитика телесных практик открывает нам бунтующие, перверсивные, аффектированные тела, а также тела дисциплины, послушания, то есть субъектные, суверенные тела.
Оставаясь включённым в общее поле террористической агрессии, покушения и предчувствия войн, эмпирический субъект способен достичь отрешённости посредством способов дистанцирования (Г. Гадамер), создания разрыва или зазора между познаваемым объектом и познающим субъектом. Нельзя отрицать, что в современной философии исследование терроризма и войны рассматривается в контексте философии власти, феноменов массового сознания, отчуждения индивида от форм всякой социальности и общей коммуникации. Автор, опираясь на понимание современной ситуации в мире как покушения (Ж. Бодрияр), за которое кто-то должен ответить, что допускает способ объективного вменения вины. Методологически важным явилось различение между человеком-zoe и человеком-bios (Д. Аганбен), что позволило авторам различить аффективные тела терроризма и суверенную телосность западного человека. Результатом исследования явилась разработанная автором методология разтождествления войны и терроризма, обоснование критериев их различения.
Ключевые слова: терроризм, террористический акт, война, дискурсы войны и терроризма.
Список литературы:
1. Бадью А. Философские соображения по поводу нескольких недавних событий // Критическая масса. 2002. №1 http://magazines.russ.ru/km/2002/1/bad.html.
2. Ваниш С. Революционный террор и терроризм. Мир в войне: победители/побежденные. М.: Фонд научных исследований. Прагматика культуры, 2003. 203 с.
3. Агамбен Дж. HOMO SACER. Суверенная власть и голая жизнь. М.: Изд-во «Европа», 2011. 256 с.
4. Барт Р. Миф сегодня. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. C.72–130.
5. Делез Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. М.: ПЭР СЕ, 2000. 351 с.
6. Полани Ж. Тарбские цветы или террор изящной словесности. СПб, Наука, 2000. 336 c.
7. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Пер. с франц. М. Касталь. 1996. 446 с.
8. Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт. Тотальная мобилизация. О боли. Пер.с нем. А.В. Михайловского. СПб.: Наука. 2000. 544 с.
9. Жижек С. Кукла и карлик: христианство между ересью и бунтом. М.: Изд-во «Европа», 2009. 336 с.
10. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, КДУ, 2000. 387 с.
Об авторе:
Кирсанова Лидия Игнатьевна – д. филос. наук, профессор кафедры философии и юридической психологии ФГБОУ ВО Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (690014, г. Владивосток, ул. Гоголя, 41). Научная специализация – социальная философия. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..