Печать
В.В. Барашков

Цель статьи – проанализировать в философском и культурологическом аспектах соотношение различных смысловых пластов в феномене русской иконы. На основе анализа работ искусствоведов и художников рубежа XIX – XX веков автор делает вывод о том, что систематическое изучение художественного измерения русской иконы было следствием не только раскрытия икон, но также распространения новых эстетических взглядов и нового осмысления задач современной живописи.

Открытию «художественного» измерения иконы на рубеже XIX – XX вв. препятствовали как перенесение ценности иконы исключительно в план исторический и археологический, а также вкус художников, воспитанный на академизме. Смене эстетических предпочтений способствовало современное французское искусство, которое в первую очередь было основано на творчестве, где ценились преимущественно композиционные, колористические основы живописи, а не ее «содержательный» аспект. Французские художники, как справедливо отмечал А.В. Грищенко, открыли для Европы не только древнерусскую иконопись, но и творчество художников эпохи кватроченто, Эль Греко, Франсиско Гойи.

Из открытия художественного измерения древнерусского религиозного искусства вытекает несколько следствий. Во-первых, впервые появилась возможность говорить о параллелях иконе в истории искусства. Во-вторых, художники изучали русскую икону и стремились перенести ее стилистические принципы в свое творчество. Подобные установки вели к формальной стилизации, декоративности, связанным с поверхностными смысловыми значениями древнерусской иконы. Более глубокое понимание ее принципов способствовало со временем формированию творческого языка К.С. Петрова-Водкина, Н.М. Чернышёва, Д.Д. Жилинского и др. Современное церковное искусство также отказывается от доминирования «стилизации», акцентирует необходимость выявления художественного языка древнего религиозного искусства.

Ключевые слова. Древнерусская иконопись, религиозное искусство, живопись, язык иконы, стилизация, современное церковное искусство.

Список литературы:
1. Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. М.: Искусство, 1986. 384 с.
2. Глаголев В.С. Культурологические аспекты художественно-эстетической проблематики в современном религиоведении // Фундаментальные проблемы культурологии в 4 томах; отв. ред. Д.Л. Спивак. Т. 3. Культурная динамика. СПб.: Алетейя, 2008. С. 5-15.
3. Глаголев В.С. Православное искусство как феномен восприятия в светской культурной среде // Вестник славянских культур. 2009. № 2 (XII). С. 5-12.
4. Глаголев В.С. Религиозное искусство в контексте современного эстетического смыслополагания // Синхрония и модели смыслополагания в современной эстетике. Материалы IV Овсянниковской международной эстетической конференции (27-28 ноября 2012 года). М.: Изд. МГУ им.
М.В. Ломоносова, 2012.
5. Горбунова-Ломакс И. Опыт введения в христианское искусствознание. СПб.: Сатисъ, 2012.
464 с.
6. Грищенко А. Русская икона как искусство живописи / Грищенко А. Вопросы живописи. Выпуск 3. М.: Издание автора, 1917. 265 c.
7. Муратов П.П. Древнерусская живопись. История открытия и исследования. / Сост., предисл. А.М. Хитрова. М.: Айрис-пресс, Лагуна-Арт, 2005. 432 с.
8. Муратов П.П. [Пт.] Небескорыстие // София. 1914. № 2. С. 62-64.
9. Олсуфьев Ю.А. Икона в музейном фонде: исследования и реставрация. Антология / Составитель А.Н. Стрижев. М.: Паломник, 2006. 399 с.
10. Серова Г. Авангард и церковное искусство. Копирование как художественный метод // Дары. Альманах современной христианской культуры. 2017. С. 38-49.
11. Флоренский П.А. Сочинения в 4 т. Т. 2. / Сост. и общ. ред. игумена Андроника (А.С. Трубачева), П.В. Флоренского, М.С. Трубачева. М.: Мысль, 1996. 877 с.
12. Щёкотов Н.М. Иконопись как искусство. По поводу собрания икон И.С. Остроухова и
С.П. Рябушинского // Русская икона. 1914. № 2. С. 115-142.
13. Яхнин А.Л. Церковное осмысление contemporary art как феномена современной цивилизации. // Церковное искусство в современном обществе: Сборник статей. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015.
C. 63-68.

Об авторе:
Барашков Виктор Владимирович – к.филос.н., доцент кафедры философии и религиоведения Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых. 600000, Владимир, ул. Горького, дом 87. Научная специализация – история и методология религиоведения, антропология религии, философия культуры. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..