В статье осуществлён поиск в работах представителей русской религиозной мысли XIX-XX вв. общих точек зрения на источники распространения религии человекобожия, а также способы духовной борьбы с этим «недугом». Подчёркивается, что человекобожие не является религией в прямом смысле этого слова, а скорее представляет собой один из этапов становления атеистического мировоззрения. На основе исследования трудов Ф.М. Достоевского, В.С. Соловьева, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, Н.А. Бердяева и Б.П. Вышеславцева автором выделяется три источника распространения идей человекобожия: западное христианство, философские учения прошлого и вера русской интеллигенции в собственные безграничные возможности человека.
Автор убеждён, что проблема возникновения умонастроения человекобожия перерастает у русских философов в проблему возникновения особого типа духовности. Так, С.Н. Булгаков приходит к выводу, что ощущение человеком себя властелином всего сущего является результатом гордыни, а С.Л. Франк полагает, что оно представляет собой результат неверного толкования истин Священного Писания. Автор обнаруживает разницу в исследовательских подходах по отношению к человекобожию между Н.А. Бердяевым и Б.П. Вышеславцевым. Автор подчёркивает, что если Н.А. Бердяева больше интересовали последствия этого умонастроения, то Б.П. Вышеславцев проявлял научный интерес к исследованию самого процесса внедрения идей человекобожия, получившего своё проявление в «принципе автономного противоборства».
Автор выявляет существенные различия в решении проблемы распространения человекобожия между С.Н. Булгаковым и С.Л. Франком, с одной стороны,
Н.А. Бердяевым и Б.П. Вышеславцевым – с другой. Отмечается, что если С.Н. Булгаков и С.Л. Франк склоняются к более радикальным мерам в отношении религии человекобожия, то Н.А. Бердяев и Б.П. Вышеславцев придерживаются более умеренной позиции.
Ключевые слова. человекобожие, богочеловечество, ценность, атеизм, христианство, Бог, христианство, социализм.
Список литературы:
Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. Прага: YMCA-PRESS. 1923. С. 195-221.
Бердяев Н.A. Новое религиозное сознание и общественность. М.: Канон+, 1999. С. 126-158.
Булгаков С.Н. Два града: исследования о природе общественных идеалов. М.: Астрель, 2008. 784 с.
Булгаков С.Н. Христианство и социализм // Христианский социализм. Новосибирск: Наука, 1991. 350 с.
Булгаков С.Н. Человекобог и человекозверь (По поводу посмертных произведений Л.Н. Толстого «Дьявол» и «О. Сергий»). М.: Наука, 1993. 495 с.
Вышеславцев Б.П. Миф о грехопадении // Путь: Орган русской религиозной мысли. P.: YMCA-Press, 1932. №34. С. 3-18.
Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. Проблема Закона и Благодати. М.: Республика. 1994. 386 с.
Казарян А.Т. Атеизм [Электронный ресурс] // Православная Энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/76760.html (дата обращения: 11.02.2018).
Сапов В.В. Б.П. Вышеславцев // Русская философия: Энциклопедия / Под общ. ред. М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. М.: Алгоритм, 2007. С. 140-142.
Соловьев В.С. Значение государства // Спор о справедливости. М., Харьков: ЭКСМО - Пресс, Фолио, 1999. С. 849-861.
Тажуризина З.А. Философско-энциклопедический словарь. М.: Наука, 2000. 516 с.
Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. 368 с.
Об авторе:
Орленко Ольга Александровна – выпускница Философского факультета Южного Федерального Университета, учитель истории и обществознания МБОУ «Школа № 7». Россия, 344019, г. Ростов-на-Дону, пер. Расковой 28/158-160. Научная специализация: философия религии. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..