Печать
П.Е. Бойко, А.Б. Хохлова, Е.В. Бухович

Одной из наиболее актуальных тенденций современной философско-теологической науки является развитие логико-диалектического способа разумного мышления Всеобщего как Божественного. Ввиду наметившегося в послегегелевской мысли поворота к религии, границы между философией и теологией претерпели значительные изменения в сторону взаимной интеграции, что является одним из признаков, более того – характерной чертой так называемого постсекулярного общества. В этом смысле не только возможно, но и необходимо говорить о глубинном тождестве (при сохранении методологического различия) философии и теологии.

Особенный интерес представляет проблема мышления человека о Боге, мышление человеком Бога, Абсолюта, то, что в богословии называется Богопознанием или Богообщением, что, собственно, и составляет саму суть и образует форму богословия, производит и являет его возможность, и есть богословие по преимуществу. Бог есть первообраз человека, человек – образ Божий. Человек «логосен», он – сотворённый образ Логоса. Через человека (и в человеке) всё бытие обретает себя как логоцентричное, что и составляет цель всего сущего.

В святоотеческом богословии разрабатывается всеобщая диалектика спасения как процесса и результата Богообщения, возрастания человеческого духа во Христе Иисусе, то есть преодоление антиномий духа. Таким образом, устанавливается конкретное тождество – единство мышления и бытия во Христе, что возможно только при преодолении мышления в форме представления, при восхождении мышления Бога и в Боге в форме понятия, и далее – бесконечно, как идеи христианства в собственной конкретности, то есть во Христе, в Святом Духе, в Пресвятой Троице.

Ключевые слова. Диалектика, христианство, Богопознание, Богообщение, исихазм, Логос, Святой Дух, Евагрий Понтийский, Феофан Затворник, Исаак Сирин.

Список литературы:
Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М.: Мартис, 2003. 226 с.
Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М.: Канон +, 1996. 560 с.
Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: СТСЛ, 2010. 448 с.
Митрополит Иларион (Алфеев). Духовный мир преподобного Исаака Сирина. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви: Вече, 2013. 440 с.
Николай Кавасила. Христос. Церковь. Богородица. М.: Издательство храма святой мученицы Татианы, 2007. 384 с.
Преподобный Иустин (Попович). Гносеология святого Исаака Сирина // Православная философия истины: cтатьи. Пермь: ПО «Панагия», 2003. С. 13-68.
Слова подвижнические преподобного Исаака Сирина. Слово 26. М.: СТСЛ, 2008. 632 с.
Слова подвижнические преподобного Исаака Сирина. Слово 87. М.: СТСЛ, 2008. 632 с.
Схиархимандрит Гавриил (Бунге). Тоска, печаль, депрессия: Духовное учение Евагрия Понтийского об акедии. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2014. 192 с.
Феофан, затворник Вышенский. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 1998. 237 с.
Флоровский Г. Восточные отцы церкви. М.: АСТ, 2003. 633 с.
Шеллинг Ф.В.Й. Другая дедукция принципов позитивной философии // Философия откровения. Т. 2. СПб.: Наука, 2002. С. 379-403.
Шеллинг Ф.В.Й. Изложение моей системы философии. СПб.: Наука, 2014. 264 с.

Об авторе:

Бойко Павел Евгеньевич – д. филос.н., доцент, заведующий кафедрой философии Кубанского государственного университета. 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.
E-mail:Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Хохлова А.Б. – к.пед.н., доцент кафедры теологии и религиоведения Курского государственного университета. 305000, г. Курск, ул. Радищева, 33. E-mail:Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Бухович Евгений Викторович – преподаватель кафедры философии Кубанского государственного университета. 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..