Печать
С.В. Рязанова

Настоящее исследование посвящено представлениям о внешнем виде верующих как одного из способов формирования религиозного самосознания. В понятие внешнего вида включаются одежда и атрибуты, связанные с изменением облика человека. В качестве отправного положения выступает утверждение об отсутствии точных канонических указаний по поводу особенностей внешности верующих, что вызывает процесс индивидуального нормотворчества в религиозном сообществе.

В ходе создания набора норм внешнего вида для православного мирянина включаются как механизм рационального дискурса, так и логика мифогенеза. Содержательная специфика представлений об образе верующего определяется также региональными традициями, возрастным и образовательным цензом, особенностями жизненного пути индивида. В качестве кейса для определения тенденций конструирования идеального облика верующего выбрано православное сообщество Прикамья. В качестве респондентов были выбраны верующие, сигнализирующие о своей религиозности путём участия в коллективной религиозной деятельности. Поставленные вопросы касались требований к внешнему виду прихожанина, использованию декоративных средств, без указания на то, в каких сферах общественной жизни должен быть реализован дресс-код.

Исследование показало наличие трёх групп верующих в зависимости от их отношения к вопросам внешнего вида. Консервативные прихожане настаивают на соблюдении совокупности норм, обоснованных собственным жизненным опытом, традицией или популярными мифоконструктами. Либерально настроенная группа склонна разделять сферы религиозного и светского, рационально обосновывая принимаемые ими нормы и смещая требования к внешнему виду только в ситуации, связанной с коллективной религиозной деятельностью. Сторонники полной свободы выбора внешнего облика не связывают одежду и косметику со своей религиозностью, связывая её только с духовным совершенствованием. Для всех групп внешний вид становится не только поведенческой нормой, но и маркёром сопричастности к сообществу, индикатором выделения единоверцев, воспоминанием о традиции, религиозным языком для тех, кто не владеет языком канонов и догм.

Ключевые слова. Православие, сообщество верующих, религиозные нормы, внешний вид, мифотворчество, индивидуальная религиозность.

Список литературы:
Агаджанян А., Русселе К. Как и зачем изучать современные религиозные практики // Религиозные практики в современной России. М.: Новое издательство, 2006. С. 11-32.
Рязанова С.В. Диалог Запада и Востока и феномен неоориенталистских культов: дисс. … канд. филос. н. Пермь, 1998. 230 с.
Рязанова С.В. Светские формы современной религиозности: эволюция социального мифа // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. 2011. №11. С. 64-79.
Смирнов М.Ю. Мифоритуальный образ русского православия // Православие и современность: проблемы секуляризма и постсекуляризма. Москва-Орел-Ливны: изд-во Новоспасского монастыря - изд-во «Спасское дело», 2015. С. 367-392.
Ammerman N.T. Finding Religion in Everyday Life // Sociology of Religion. 2014. № 75(2). P. 189-207.
Asad T. The Construction of Religion as an Anthropological Category // A reader in the anthropology of religion / Michael Lambek ed. Malden, Mass.: Blackwell Publishers, 2002. P. 110-126.
Beyer P. Religion in the global society. L.-N.Y.: Routledge, 2006. 337 p.
Dobbelaere K. Assesing secularization theory // New Approaches to the Study of Religion. B., N. Y.: Walter de Gruyter, 2004. Vol. 2. Р. 229-253.
Kippenberg H.G. Religious History, Displaced by Modernity // Religions in the Disenchanted World. Numen. 2000. Vol. 47. №3. P. 221-243.
Kisala R. Urbanization and religion // New Approaches to the Study of Religion. B., N. Y.: Walter de Gruyter, 2004. Vol. 2. P. 255-274.
Mitchell C. The Religious Content of Ethnic Identities // Sociology. 2006. Vol. 40(6). Р. 1135-1152.
Mithrofanova A. Ortho-media for Ortho-women: in Search of Patterns of Piety // Digital Orthodoxy in the Post-Soviet World: The Russian Orthodox Church and Web 2.0 / Mikhail Suslov ed. Stutgart: Ibidem-verlag, 2016. P. 239-260.
Satlow M.L. Disappearing categories: using categories in the study of religion // Method & Theory in the Study of Religion. 2005. Vol. 17, № 4. P. 287-298.
Stump R.W. Regional Variations in the Determinants of Religious Participation // Review of Religious Research. 1986. Vol. 27. № 3. P. 208-225.

Об авторе:
Рязанова Светлана Владимировна – д.филос.н., доцент, ведущий научный сотрудник отдела по исследованию политических институтов и процессов Пермского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН. Россия, 614000, Пермь, ул. Ленина 13а. Сфера научных интересов - современная религиозность, религиозная мифология, история религий. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..