Печать
О.Д. Маслобоева

В статье раскрывается актуальность проблемы этнического самосознания, получившая второе дыхание в XIX в. по причине разворачивавшейся индустриализации в результате промышленной революции. Она дала импульс процессу глобализации, усиливающей взаимозависимость социальных субъектов. Сложность возникшей проблемы была связана с потребностью пробуждения молодого по сравнению с западноевропейскими народами духа славян. Историческая молодость обострила в славянской культуре рефлексию мировоззренческой трансформации, связанной с необходимостью выработки нового органического мировоззрения.

Эмпирически наблюдаемым проявлением этой рефлексии стало проведение славянских съездов в XIX – начале XX вв. Особенное раздражение в западной прессе вызвал славянский съезд 1867 г. в Москве, проведенный на базе Всероссийской этнографической выставки и зафиксировавший начало перехода жизни славянства к неклассическому типу рациональности, связанной с развитием антропологии и индустриализационных процессов. Их интернациональная сущность вместе с тем востребовала и переход от созерцательного типа мировоззрения к деятельностному. Наиболее адекватное отражение все эти процессы нашли в российском органицизме как концептуальном основании исторической потребности развития национального самосознания посредством духовного единения славян в контексте глобализованного мировоззрения, рефлексируемого отечественными мыслителями в сотворчестве с другими славянскими деятелями культуры.

В условиях глобализационных процессов, провоцировавших стандартизацию жизнедеятельности человека, защита национальной индивидуальности существенно осложнялась. Проблемой становилась и актуализация духовно-интеллектуального опыта, аккумулированного в российском органицизме особости на любом уровне бытия славянских социальных субъектов и состояния их духа. При этом задача сохранения молодой по историческим меркам славянской культуры, как и индивидуальности создавших её народов, была весьма значимой, так как речь шла о полном преодолении устаревшей механистической парадигмы.

Ключевые слова. Славянские съезды, историческая молодость славян, возрастной принцип анализа истории, духовное единение, национальное самосознание, органическое мировоззрение, российский органицизм.

Список литературы:
Веневитинов Д.В. Стихотворения. Проза. М.: Наука, 1980. 608 с.
Всероссийская этнографическая выставка и славянский съезд в мае 1867 года. М.: Университетская Типография (Катков и К.) на Страстном бульваре, 1867. X. 470 с.
Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. Соч. в 6 тт.: Т.6. М.: Мысль, 1966.
С. 349-588.
Лосский Н.О. Мир как органическое целое // Избранное. М.: Изд-во «Правда», 1991.
С. 335-480.
Маслобоева О.Д. Российский органицизм и космизм: теория, методология, мировоззрение // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 10-3 (48). С. 132-138.
Одоевский В.Ф. Русские ночи. М.: Наука, 1988. 317 с.
Первый Всеславянский съезд в России: Его причины и значение: В 4 отд. / Сост. Русским славянином. М.: тип. Шюман и Глушкова, 1867. [2], XVIII, 178 с.
Сакулин П.Н. Из истории русского идеализма: Князь В.Ф. Одоевский: Мыслитель – писатель.
Т. 1. М.: М. и С. Сабашниковы, 1913. Т.1. Ч.1. VI, 616 с.
Славянский сборник. Том первый. СПб. 1875. X, 632 с.
Славянский съезд в Праге в 1848 г. СПб., 1860. 49 с.
Страхов Н.Н. Мир как целое. Черты из науки о природе. СПб.: тип. бр. Пантелеевых, 1892. XXVI, 582 с.
Страхов Н.Н. Органические категории // Вопросы философии. 2009. № 5. С. 116-124.
Эдельсон Е. Идея организма и её приложение в различных сферах знания // Библиотека для Чтения. 1860. № 3. С. 1-26.
Masloboeva O. Global World Outlook // Global Studies. Encyclopedic Dictionary / A.N. Chumakov,
I.I. Mazour, W.C. Gay (eds.). Amsterdam-N.Y.: Rodopi, 2014. P. 226-228.

Об авторе:
Маслобоева Ольга Дмитриевна – к.филос.н., доцент кафедры философии Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Россия, 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д.21. Научная специализация: история русской философии, философская антропология, методология науки.E-mail:Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..