Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Функции и формы репрезентации смайликов и эмодзи в современной русской прозе (на материале текстов Е. Водолазкина, В. Пелевина, А. Сальникова, Р. Сенчина)

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2025-2-34-144-159

Аннотация

Исследование специфики культурной символизации в произведениях современной художественной литературы представляется актуальным в силу её удельного веса в культуре, где художественная литература продолжает выполнять функцию одного из механизмов трансляции культурного наследия. Вместе с тем, специфика современного дискурса такова, что радикально меняются не только знаки и значения, но и формы рефлексии над этими изменениями. Один из векторов таких изменений, затронувших в том числе художественную литературу, связан с процессом цифровизации. Цель данной работы — через анализ форм репрезентации смайликов и эмодзи очертить функции, которые несёт их использование в творчестве писателей первого ряда. Задачи исследования: 1) проследить основные подходы к трансформации дискурсивных практик, установить возможности и границы применения полученных выводов к художественной прозе; 2) установить значение смайликов и эмодзи в реализации миметических приёмов современной художественной литературы; 3) описать формы и виды смайликов, используемых современными российскими писателями первого ряда; 4) выделить функции смайликов и эмодзи в художественной литературе; 5) систематизировать полученные данные на фоне анализа приёмов реалистического и постмодернистского отражения дискурсивных практик цифровой эпохи в изучаемых текстах. Материалами исследования послужили недавно опубликованные тексты российских писателей первого ряда (то есть тех, кто претендует на крупнейшие литературные премии страны (и получает их); имеет регулярные отзывы критики; ассоциирован с «толстыми» литературными журналами и профессиональным литературоведческим сообществом), содержащие соответствующие графические знаки. Речь идёт главным образом о работах В. Пелевина, Е. Водолазкина, А. Сальникова и Р. Сенчина. Методикой поиска и отбора материала стала случайная выборка, основанная на результатах премиального процесса и отзывах критики. Методы, применяемые для анализа смайликов в интернет-общении (культурно-исторический, контент-анализ, семиотический, лингвистический) перенесены при этом на литературные произведения. В результате исследования в научный оборот вводится новый материал — смайлики и эмодзи в вышедших в последние годы прозаических текстах В. Пелевина («Непобедимое солнце», 2020 г.), Е. Водолазкина («Чагин», 2022 г.), А. Сальникова («Окульттрегер»,  2022 г.), Р. Сенчина (рассказ «Барби», 2012 г., издан в сборнике 2024 г.). Выводы. Установлено, что в современной русской литературе писатели первого ряда проявляют определённый (сдержанный) интерес к трансформации дискурсивных практик под влиянием цифровизации. При этом смайлики используются прежде всего с миметической целью, для передачи психологически достоверных деталей современного общения (связь поколений и позитивные установки). Показано, что эти авторы используют смайлики в простейшей графической форме скобки либо через их словесное описание. Функции смайликов разнообразны и нацелены на сложную передачу эмоций в образной форме, играют роль этикетного символа, знака препинания. Почти во всех случаях они отражают общение героев в интернете и не связаны с прямыми обращениями авторов к читателям.

Об авторе

М. С. Савельева
МГИМО МИД России
Россия

Мария Сергеевна Савельева — кандидат филологических наук, доцент кафедры Мировой литературы и культуры

119454, Москва, проспект Вернадского, 76



Список литературы

1. Ахренова Н. А. Влияние жанров интернет-дискурса на современную популярную художественную литературу // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. — 2010. — № 12. — С. 147‒151.

2. Гозный А. С. «Лайки», «каменты» и «смайлики» (к вопросу об этикете общения в социальных сетях) // Гуманитарное пространство. — 2013. — Т. 2, № 4. — С. 618‒625.

3. Космарская И. В. Формирование строевых элементов письменной интернет-речи (на материале смайлика и эмодзи) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. — 2021. № 3. — С. 110‒121. https://doi.org/10.52070/2542-2197_2021_3_845_110

4. Курицын В. Пересекая границы традиционного и вербального // Постмодернисты о посткультуре: Интервью с современными писателями и критиками. — Москва: Элинин, 1996. — С. 63‒82.

5. Ларионова М. В. Семиотика коммуникации: новое время, новые задачи преподавания языка профессии в современном университете // Векторы трансформации современного университета. — Москва: Проспект, 2024. — С. 201–220.

6. Ларионова М. В., Демкина А. В. Семиотика эмотиконов и эмодзи в дискурсивном пространстве испанской политической интернет-коммуникации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. — 2023. — Т. 14, № 4. — С. 1178–1200. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2023-14-4-1178-1200

7. Ларионова М. В., Демкина А. В. Хештег как лингвокогнитивная единица испанского политического дискурса // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика.

8. Семантика. — 2021. — Т. 12, № 3. — С. 774‒788. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2021-12-3-774-788

9. Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. — Санкт-Петербург: Алтейя, 2000. — 347 с.

10. Мишарина В. А., Блохин А. В. Смайлики в русской графике и частной переписке // Современные проблемы и перспективы развития науки и образования. — Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2023. — С. 141‒146.

11. Савeльева М. С. Интерактивность и ее функции в «фейсбучных романах» «Жизнь моя» С. Чупринина и «Ода радости» В. Пустовой // Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XXII Кирилло-Мефодиевские чтения. — Москва: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2021. — С. 425‒429.

12. Юхнова И. С. Что изменилось в выражении эмоций // Палимпсест. Литературоведческий журнал. — 2023. — № 2. — С. 87–92.

13. Braga J., S. Martins, A. C., Racilan, M. Emoji Use in Whatsapp Interactions: discursive functions, group formation strategies, and mediation // Revista Linguagem & Ensino. — 2022. — Vol. 25(especial). — P. 60‒79. https://doi.org/10.15210/10.15210/RLE.V25especial.4410

14. Leonardi V. Communication challenges and transformations in the Digital Era: emoji language and emoji translation // Language and Semiotic Studies. — 2022. — Vol. 8, No 3. — P. 22‒44. https://doi.org/10.1515/lass-2022-2003


Рецензия

Для цитирования:


Савельева М.С. Функции и формы репрезентации смайликов и эмодзи в современной русской прозе (на материале текстов Е. Водолазкина, В. Пелевина, А. Сальникова, Р. Сенчина). Концепт: философия, религия, культура. 2025;9(2):144-159. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2025-2-34-144-159

For citation:


Savelyeva M.S. Functions and Forms of Representation of Smileys and Emojis in Contemporary Russian Prose (Based on Works by E. Vodolazkin, V. Pelevin, A. Salnikov and R. Senchin). Concept: philosophy, religion, culture. 2025;9(2):144-159. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2025-2-34-144-159

Просмотров: 64


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)