Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Рецепция западноевропейского культа святых Кирилла и Мефодия на примере папских документов «Grande munus», «Egregiae virtutis», «Slavorum Apostoli»: описание и анализ

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-3-19-60-81

Полный текст:

Аннотация

Актуальность проблематики статьи обусловлена церковным, государственным  социокультурным почитанием святых равноапостольных Кирилла и Мефодия как создателей славянского алфавита и переводов Священного Писания и гимнографии на славянский язык, что выделяет славянский мир в отдельный «культурный тип», который вступает во взаимодействие с мультикультурной парадигмой современного европейского цивилизационного пространства. Центральное место в статье занимает исследование проблемы трансляции культа св. Кирилла и Мефодия в католицизме в освещении официальных документов Римско-католической Церкви (РКЦ). В частности, энциклик как отдельной разновидности папских документов, отвечающих социальной концепции РКЦ. Цель исследования — проанализировать энциклики римских пап Льва XIII и Иоанна Павла II на разных языках, обнаружив в их структуре общее и частное, что служит стимулом для дальнейшей интерпретации культа святых солунских братьев в римско-католическом мире в условиях формирования экуменического общения христианских церквей и межконфессионального диалога. Задача исследования — выявление рецепции культа святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в западнохристианской религиозной культуре. Новизна данного исследования состоит в попытке анализа и интерпретации структуры и композиции папских энциклик с последующим выявлением рецепции культа святых в западноевропейской религиозной культуре. Подобного рода работы в отечественной науке отсутствуют. Методологической базой исследования служит, прежде всего, междисциплинарный подход, а также исторический, сравнительно-исторический, хронологический и текстологический методы. Все анализируемые документы поднимают вопросы примата папы римского, миссионерства, католического благочестия и установления литургического почитания святых Кирилла и Мефодия. Анализ текстов показывает значимость данных документов в контексте формирования кирилло-мефодиевской традиции на Западе и диалога Востока и Запада. Полученные результаты позволяют говорить о возрастании значимости культа святых Кирилла и Мефодия в контексте отдельных славянских стран и всего христианского мира в целом.

Об авторах

А. М. Ланцева
Институт славянской культуры РГУ имени А.Н. Косыгина; РНИМУ им. Н.И. Пирогова
Россия

 кандидат культурологии, доцент кафедры славяноведения и культурологии; доцент кафедры латинского языка и основ  терминологии

129337, Москва, Хибинский проезд, 6

117997, Москва, ул. Островитянова, 1



А. Е. Гапанюк
РПУ св. Иоанна Богослова
Россия

 старший преподаватель кафедры теологии и религиоведения

127473, г. Москва, пер. Чернышевского, д. 11 А, стр. 1 



К. Саймон
Папский восточный институт
Италия

 доктор теологии, профессор, вице-ректор-эмеритус

 00185, Рим (Италия), Площадь Санта Мария Маджоре, 7 



Список литературы

1. Козлов М. Западное христианство : взгляд с Востока / М. Козлов, Д.П. Огицкий. — Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2009. — 605 c.

2. Пиккио Р. Православното славянство и старобългарската културна традиция. — София : Унив. издво “Св. Климент Охридски”, 1993. — 724 c.

3. Пиккио Р. Slavia Orthodoxa : Литература и язык. — Москва : Знак, 2003. — 703 c.

4. Marti R.W. Slavia cyrillo-methodiana // Studi cirillometodiani : nel 1150o anniversario della missione tra gli Slavi dei santi Cirillo e Metodio. — Milano : Ziffer, Giorgio Publ., 2015. — P. 103–121.

5. Kanior M. Misja Benedyktynów Słowiańskich w kościele Św. Krzyża w Krakowie // Folia Historica Cracoviensia. — 1994. — Vol. 2. — S. 23–30. — DOI: 10.15633/fhc.1437.

6. Ланцева А.М. Гимнографическое наследие Святого Войтеха-Адальберта в контексте средневековых чешско-польских межкультурных отношений // Россия и Польша: опыт тысячелетнего соседства : Материалы международной научной конференции, Москва, 15 марта 2019 года. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2019. — С. 42–54.

7. Codrington H.W. The liturgy of Saint Peter. — Münster in Westfalen : Verlag der Aschendorffschen Verlagsbuchhandlung, 1936. — VIII, 223 s.

8. Пентковский А. Славянское богослужение и славянская гимнография византийскою обряда в Х веке // Liturgische Hymnen nach byzantinischem Ritus bei den Slaven in ältester Zeit Beiträge einer internationalen Tagung, Bonn, 7. — 10. Juni 2005. — Paderborn : F. Schöningh, 2007. — C. 16–26. — DOI: 10.30965/9783657764297_004.

9. Пентковский А.М. Славянское богослужение в архиепископии святителя Мефодия // Свети Кирило и Методие и словенско писано наслеге. 863–2013. — Београд : ИНСТИТУТ ЗА СРПСКИ ЈЕЗИК САНУ, 2014. — C. 25–102.

10. Vašica J. Slovanská bohoslužba v českých zemích. — Praha : Vyšehrad, 1940. — 31 s.

11. Tkadlčik V. Slovanská liturgie svatého Petra // Duchovní pastýř. — 1977. — Vol. 26, № (1–2). — S. 13–14.

12. Чижевский Д. К вопросу о литургии св. Петра // Slovo: časopis Staroslavenskoga instituta u Zagrebu. — 1953. — № 2. — C. 37–41.

13. Thomson F.J. The legacy of SS. Cyril and Methodius in the Counter-Reformation: the council of trent and the question of scripture and liturgy in the Vernacular, together with an account of the subsequent consequences for the Slavo-Latin (Glagolitic) rite and the Bible // Methodios und Kyrillos in ihrer europäischen Dimension. — Frankfurt am Main : Peter Lang, 2005. — Pp. 87–246.

14. Vajs J. Memoria liturgiae Slavicae in dioecesi Auxerensi; ex archivo dioecesano Auxerensi excerpsit. — Toronto : Veglae, 1906. — 136 p.

15. Гордиенко Н.С. Современный экуменизм : движение за единство христианских церквей. — Москва : Наука, 1972. — 200 c.

16. Заскас И.М. Католицизм и экуменизм. — Вильнюс : Общество «Знание», 1987. — 22 c.

17. Кураев А. Вызов экуменизма. — Москва : Грифон, 2008. — 477, [2] c.

18. Wojak T. Kilka słów o tolerancji i ekumenii. — Warszawa : Nauka–Kościół–ekumenizm, 1994. — 112 s.

19. Гавлик Л. Государство и держава мораван (К вопросу о месте Великой Моравии в политическом и социальном развитии Европы) // Великая Моравия : ее историческое и культурное значение. — Москва : Наука, 1985. — C. 96–108.

20. Třeštík D. Biskup Vojtěch a vznik střední Evropy // Svatý Vojtěch, Čechové a Evropa : mezinárodní sympozium uspořádané Českou křesťanskou akademií a Historickým ústavem Akademie věd ČR 19.-20.

21. listopadu 1997 v Praze. — Praha : NLN, 1998. — S. 5–12.

22. Флоря Б.Н. Принятие христианства в Великой Моравии, Чехии и Польше // Принятие христианства народами центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси. — Москва : Наука, 1988. — C. 122–158.

23. Grivec F. Sermo panegyricus in memoriam ss. Cyrilli et Methodii // Acta Academiae Velehradensis. — 1947. — Vol. 18. — S. 1–25.

24. Bloch H. Monte Cassino in the Middle Ages. Vol. I. — Roma : Edizioni di Storia e Letteratura, 1986. — XXV, 628 p.

25. Feller L. Le cartulaire-chronique de San Clemente a Casauria // Les cartulaires: actes de la table ronde ... (Paris, 5-7 décembre 1991). — Paris : École des Chartes, 1993. — Pp. 261–277.

26. Ikas W.-V. Martinus Polonus’ Chronicle of the Popes and Emperors: A Medieval Best-Seller and Its Neglected Influence on Medieval English Chroniclers // The English Historical Review. Oxford University Press. — 2001. — Vol. 116, № 466. — Pp. 327–341. — DOI: 10.1093/ehr/116.466.327.

27. Kalhous D. Granum catalogi praesulum moraviae jako pramen k dějinám Moravy 9.-11. století? // Medievalia historica Bohemica. — 2007. — Vol. 11. — S. 23–38.

28. Dufka V.S. Evangelization as portrayed in the liturgical and cultural expression of Saints Cyril and Methodius // Studia Bobolanum. — 2017. — Vol. 28, № 4. — Pp. 229–240.

29. Barlieva S. SS Cyril and Methodius in the Papal Letters of the Modern Age: From Grande Munus to Orientale Lumen // Medieval Bulgarian Literature. Институт за литература – BAN. — 2018. — № 57–58. — S. 84–95.

30. Magnae Moraviae fontes historici II / Bartoňková D. et al. — Brno : Universita J. E. Purkyně, 1967. — 359 s.

31. Nechutová J. Latinská literatura českého středověku do roku 1400. — Praha : Vyšehrad, 2000. — 365 s.

32. Stanislav J. Životy slovanských apoštolov Cyrila a Metoda v legendach a listoch. — Turčiansky Sv. Martin : Maticaslov, 1933. — 879 s.

33. Králík O. K počátkům literatury v Přemyslovských Čechách. — Praha : Československá Akad. Věd, 1960. — 104 s.

34. Ludvíkovský J. The Great-Moravia tradition in the 10 cent. Bohemia and Christianís Legend // Magna Moravia : sbornik k 1100. vyroci prichodu byzantske mise na Moravu. — Prague : Statni pedagogicke nakl., 1965. — Pp. 525–566.

35. Večerka R. Velkomoravská literatura v přemyslovských Čechách // Slavia. — 1963. — Vol. 32, № 3. — S. 398–416.

36. Mareš F.V. Cyrilometodějská tradice a slavistika. — Praha : Torst, 2000. — 736 s.

37. Tkadlčík V. K datování hlaholských služeb o sv. Cyrilu a Metoději // Slovo : časopis Staroslavenskoga instituta u Zagrebu. Staroslavenski institut. — 1977. — № 27. — S. 85–128.

38. Kružliak I. Cyrilometodský kult u Slovákov ; Dlhá cesta k slovenskej cirkevnej provincii. — Prešov : Vyd. Michala Vaška, 2003. — 235 s.

39. Balak R. Vybrané aspekty významu misie sv. Cyrila a Metoda v slovenskom a európskom priestore // Cyril a Metod Slovensko a Europa : Zborník z medzinárodnej vedeckej konferencie : Trnava 25.-29. Mája 2005. — Trnava : Univerzita sv. Cyrila a Metoda. Filozofická fakulta, 2007. — S. 213–215.

40. Bagin A. Cyrilometodská tradícia u Slovákov. — Bratislava : Slovak Academic Press, 1993. — 66 s.

41. Taft R.F. Katolicismus východního obřadu : dĕdictví a poslání. — Velehrad : Refugium : Centrum Aletti, 2002. — 63 s.

42. Korec J.C. Cirkev v dejinách Slovenska. — Bratislava : Lúč, 1997. — 800 s.

43. Polkowski I. Cześć ś.ś. Cyrylla i Metodego w Polsce według ksia̜g liturgicznych i legend od końca 13. wieku. — Kraków : Czas, 1885. — 64 s.

44. Straka J. Lesk a bieda diplomacie. — IVD a MV, Bratislava : Inštitút verejnej diplomacie a medzinárodných vzťahov, 2009. — 235 s.

45. Matúš J. Cyril a Metod Tradícia a odkaz pre rozvoj vzdelanosti // 1150. výročie príchodu vierozvestcov Cyrila a Metoda : zborník z programovej konferencie venovanej 1150. výročiu príchodu vierozvestcov Cyrila a Metoda na Vel’kú Moravu ; 30.5.2012. — Trnava : Úrad TTSK. — S. 59-69.

46. Korec J.C. Duchovné cvičenia vo Vatikáne : pre Svätého Otca Jána Pavla II. a jeho spolupracovníkov, 1.-7. marca 1998 : Kristus včera, dnes i naveky. — Bratislava : Lúč, 1998. — 13 s.

47. Korec J.C. Tisíc rokov Slovenska s cirkvou. — Bratislava : Lúč, 2015. — 896 s.

48. Kelly J.F. The ecumenical councils of the Catholic Church : a history. — Collegeville : Liturgical Press, 2009. — 216 p.

49. Zängle M. Trends in Papal communication: a content analysis of Encyclicals, from Leo XIII to Pope Francis // Historical Social Research. — 2014. — Vol. 39, № 4. — Pp. 329–364. — DOI: 10.12759/hsr.39.2014.4.329-364

50. Ambros P. Encyklika Lva XIII. Grande munus (1880), apoštolský list sv. Jana Pavla II. Egregiae virtutis (1980) a jejich vliv na proměnu témat a funkcí cyrilometodějské tradice ve 20. a 21. století // Cyrilometodějská tradice v novodobých československých dějinách. — Zlín : Evropská kulturní stezka sv. Cyrila a Metoděje, z.s.p.o., 2018. — S. 55–63.

51. Винтер Э. Папство и царизм. — Москва : Рипол Классик, 2013. — 544 c.

52. Самарин Ю.Ф. Иезуиты и их отношение к России: Письма к иезуиту Мартынову. — Москва : Тип. Грачева и Ко., 1870. — 510 c.

53. Бессчетнова Е. В. Переписка папы римского Льва XIII и российского императора Александра III как источник по истории ватикано-российских отношений во второй половине XIX века // Новая и новейшая история. — 2020. — № 3. — С. 56-69. — DOI 10.31857/S013038640009145-7.

54. Андреев А.Р. История ордена иезуитов. Иезуиты в Российской империи. XVI — начало XIX в. — Москва: Русская панорама, 1998. — 281 с.

55. Тамборра А. Католическая церковь и русское православие: два века противостояния и диалога. — Москва : Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 2007. — 631 c.

56. Яковенко С.Г. Иезуиты и Россия: историографический аспект, материалы российских архивов по истории иезуитов в России // Россия и иезуиты: 1772–1820: сборник материалов международных конференций, Москва–Рим, 2002-2004 гг. — Москва : Наука, 2006. — C. 27–47.

57. Urbańczyk P. Early Christianity in Central and East Europe. — Warszawa : Institute of Archaeology and Ethnology, Polish Academy of Sciences, 1997. — 202 p.

58. Verkholantsev J. The Slavic Letters of St. Jerome : The History of the Legend and Its Legacy, or, How the Translator of the Vulgate Became an Apostle of the Slavs. — New York : Cornell University Press, 2014. — 280 p.

59. Ioannidis F. The Encyclical “ Slavorum Apostoli” by Pope John Paul II: Dialogue of the Catholic Church with the Past and the Future // Fragmenta Hellenoslavica. — 2016. — Vol. 3, № 3. — Pp. 59–68. — DOI: 10.26262/FH.V3I3.5617

60. Reljanović M. The Encyclical Grande Munus and the Question of the Restoration of Glagolitism // Radovi Zavoda za povijesne znanosti HAZU u Zadru. — 2001. — № 43. — Pp. 355–374.


Для цитирования:


Ланцева А.М., Гапанюк А.Е., Саймон К. Рецепция западноевропейского культа святых Кирилла и Мефодия на примере папских документов «Grande munus», «Egregiae virtutis», «Slavorum Apostoli»: описание и анализ. Концепт: философия, религия, культура. 2021;5(3):60-81. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-3-19-60-81

For citation:


Lanceva A.M., Gapanyuk A.E., Simon C. Reception of the Western European Cult of Saints Cyril and Methodius on the Example of Papal Documents Grande munus, Egregiae virtutis, Slavorum Apostoli: Description and Analysis. Concept: philosophy, religion, culture. 2021;5(3):60-81. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-3-19-60-81

Просмотров: 4508


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)