Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск
Том 5, № 3 (2021)
Скачать выпуск PDF

МОНОЛОГ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА 

ФИЛОСОФИЯ 

7-15 249
Аннотация

Авторы намечают онтологическую перспективу, отличную от общепринятой материалистической онтологии. Отдельные моменты этой перспективы можно обнаружить в работах выдающихся философов прошлого, таких как Гуссерль и Гегель. Авторы обращают, однако, внимание на систематическую методологическую ошибку мыслителей прежних веков относительно понятия Другого. Другой — ключевой фактор в становлении сознания и субъектности, и статья имеет целью показать, как Другой формирует и создаёт субъектность из «материала» биологического человека. Человеческая идентичность возникает в два этапа: сначала создаётся идентичность онтологическая, из которой вырастает эмпирическая идентичность, порождающая сознание и личность. Философская мысль, начинала с рассмотрения ещё не оформившейся субъектности. Tabula rasa таким образом — это биологический человек, но подобная сущность может обрести человеческую субъектность лишь в общении с другими субъектностями. Другой — это не просто ещё одно Я. Нет никакого базового ощущения, способного донести до биологического организма информацию о его собственном состоянии; такой организм представляет собой природную основу для возникновения сознания, но сам по себе на этом этапе ещё не способен воспринимать и действовать как сознательное существо. Без воздействия Другого человеческий организм никогда не станет Я. Единящее «восприятие» Другого есть исходная встреча, порождающая очарование. Но очарование сменяется фрустрацией, когда Другой исчезает из поля зрения. Этот повторяющийся процесс перцептивного присоединения и расторжения порождает своего рода игру в присутствие и отсутствие. С удалением Другого точка фокусирования исчезает, но оставляет после себя след в виде блуждающего внимания. Внимание, лишённое точки приложения, остаётся наедине с собой и направляется на себя, потому что больше ему направляться не на что. Субъектность, которая когда-то символизировалась кругом, принимает форму тора, в пустом центре которого пребывает «след Другого». С присоединением, преимущественно посредством речи, множественных Других смыслы обретают устойчивость, порождая символический порядок. Стабилизация смыслов высвобождает профанную субъектность и знаменует вступление в область свободы и, стало быть, в область этического. Объясняя саму идею внешней действительности, настаивают авторы, следует, в первую очередь, принимать во внимание Другого (Иного) и лишь затем — инаковость как таковую.

16-26 479
Аннотация

 В статье дан теоретический обзор концепций общественного сознания и показана история становления  этого понятия в 1950–1970-е гг. в работах В.П. Тугаринова, В.Ж. Келле и М.Я. Ковальзона, Э.В. Ильенкова и др. Философия данного периода характеризовалась антиномией  между усиливающимся догматизмом диамата/истмата и тенденцией к сближению с мировой философской  мыслью. Обострялась борьба между  идеологическими и научными установками в советской  гуманитарной мысли. В этот период затрагиваются  проблемы диалектики индивидуального и общественного  сознания, форм общественного сознания и механики их функционирования, соотношения общественного сознания с  общественным мнением и т.д. Большое внимание уделено дискуссиям о природе идеального, которое Ильенков прямо  связал с общественным сознанием; рассмотрена  оппозиция естественнонаучного и философского подходов к  изучению сознания. Проблема общественного сознания  активно обсуждалась в советской философской литературе с конца 1950-х гг. (хотя отдельные исследования велись ещё в довоенный период). В это время появляются работы, в  которых общественное сознание трактуется не только как отражение социально-экономической структуры общества,  «общественного бытия», но и как относительно  самостоятельное явление, требующее разнопланового  исследования и оказывающее обратное влияние на  материальные отношения людей. Такой подход открывал возможность, наряду с философским, и социологического  анализа сознания. Ключевым понятием советской социологии становится «общественное мнение», ставшее  аналогом понятия «общественное сознание». Б.А. Грушин  описывает общественное мнение как «нейтральное», «одинаково приемлемое» для всех общественных классов. В  социологическом исследовании ученый видит эффективный инструмент формирования гражданского  общества и повышения уровня его самосознания. В статье показана специфика исследования общественного сознания  в советской социологии, в том числе эмпирических  исследований, опирающихся на массовые социологические  опросы и изучение общественного мнения. 

27-40 354
Аннотация

Одной из особенностей исторического развития Колумбии является то, что в этой стране человек уже долгие десятилетия не чувствует себя в безопасности. Страх, боязнь за свою жизнь и жизнь близких, нестабильность и социальное неравенство формировали мировоззрение местных жителей на протяжении длительного времени. Весьма типичные в контексте исторического развития континента популизм и каудильизм (вождизм) в нынешнем столетии вышли в Колумбии на первый план. В статье исследуются причины существования черт авторитаризма в психологии колумбийского общества, что оказывает определённое влияние на политическую жизнь страны. Выдвигается гипотеза, согласно которой не последнюю роль здесь играет индивидуальное мировоззрение и психология масс, ведь сама по себе местная политическая система достаточно последовательно требует соблюдения демократических принципов и соответствующих процедур. Среди причин, побуждающих значительную часть колумбийского общества отказываться от свободы, можно выделить паттерн подчинения авторитету. На протяжении почти двадцати лет таким авторитарным лидером, соответствующим общественным ожиданиям, был Альваро Урибе, на чьё доминирование в политической жизни страны («урибизм») не повлияла даже его неоднозначная репутация — подозрения в коррупции и причастности к тяжким преступлениям. Официальная статистика, свидетельствующая о широкой поддержке Урибе, победа его ставленника на президентских выборах 2018 г. И сформированный вокруг его персоны культ личности указывают на стабильность ключевого положения паттерна «диктатора» в политической жизни Колумбии. Однако в результате анализа материалов главных и альтернативных СМИ, протестных движений конца 2019 – начала 2020 гг., роли социальных сетей в жизни общества, а также опыта Колумбии в деле защиты системы сдержек и противовесов были обнаружены свидетельства того, что у широких слоёв населения, особенно молодёжи (для которой характерно искать иные ценностные ориентиры), психологическая потребность в подчинении каудильо, такому как Урибе, выражена не столь ярко или вовсе отсутствует.

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

41-59 259
Аннотация

Предметом данного исследования является историография иудейской позднеантичной иконографии. Искусство иудаизма поздней античности начало систематически изучаться с 1930-х гг. Однако до настоящего времени в русскоязычной литературе практически нет исследований данного предмета, за исключением работы Л.С. Чаковской. В различные учебные пособия и справочники включены образцы позднеантичных синагогальных мозаик и фресок, где эти артефакты как правило описаны исключительно с искусствоведческих позиций. Пробел, не учитывающий иные исследовательские ракурсы, возможно вызван сравнительно небольшим временным лагом, ведь историография иудейской иконографии периода поздней античности насчитывает менее века. Более того, её исследованием занимались в основном зарубежные авторы, писавшие по преимуществу на английском языке. Обзор такой литературы, выполненный на русском языке, актуален прежде всего для российского читателя. Вместе с тем, он позволяет проследить ключевые периоды исторического становления предмета исследования в XX и начале XXI вв. и открывает возможность продолжить изучение вопроса с учётом новых результатов. В работе использованы такие методы, как систематизация (с акцентом на особенности религиоведческого подхода), а также периодизация. Анализ литературы, посвящённой иконографии позднеантичного иудаизма, показал, что артикуляция предмета исследования произошла сравнительно недавно. Тем не менее можно проследить определённую динамику роста внимания к нему и выделить основные периоды исторического развития исследований в данной области. Предпринятый обзор показывает, что приблизительно с 1950-х гг. чётко обозначились два основных вектора («внешний», требующий учёта социокультурного контекста, и «внутренний», исходящий из специфики самого иудаизма), определяющих направление исследований иконографии иудаизма поздней античности по сей день.

60-81 36211
Аннотация

Актуальность проблематики статьи обусловлена церковным, государственным  социокультурным почитанием святых равноапостольных Кирилла и Мефодия как создателей славянского алфавита и переводов Священного Писания и гимнографии на славянский язык, что выделяет славянский мир в отдельный «культурный тип», который вступает во взаимодействие с мультикультурной парадигмой современного европейского цивилизационного пространства. Центральное место в статье занимает исследование проблемы трансляции культа св. Кирилла и Мефодия в католицизме в освещении официальных документов Римско-католической Церкви (РКЦ). В частности, энциклик как отдельной разновидности папских документов, отвечающих социальной концепции РКЦ. Цель исследования — проанализировать энциклики римских пап Льва XIII и Иоанна Павла II на разных языках, обнаружив в их структуре общее и частное, что служит стимулом для дальнейшей интерпретации культа святых солунских братьев в римско-католическом мире в условиях формирования экуменического общения христианских церквей и межконфессионального диалога. Задача исследования — выявление рецепции культа святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в западнохристианской религиозной культуре. Новизна данного исследования состоит в попытке анализа и интерпретации структуры и композиции папских энциклик с последующим выявлением рецепции культа святых в западноевропейской религиозной культуре. Подобного рода работы в отечественной науке отсутствуют. Методологической базой исследования служит, прежде всего, междисциплинарный подход, а также исторический, сравнительно-исторический, хронологический и текстологический методы. Все анализируемые документы поднимают вопросы примата папы римского, миссионерства, католического благочестия и установления литургического почитания святых Кирилла и Мефодия. Анализ текстов показывает значимость данных документов в контексте формирования кирилло-мефодиевской традиции на Западе и диалога Востока и Запада. Полученные результаты позволяют говорить о возрастании значимости культа святых Кирилла и Мефодия в контексте отдельных славянских стран и всего христианского мира в целом.

82-100 328
Аннотация

Проблематика веротерпимости становится всё более актуальной как для Российской Федерации, так и для современного мира в целом. Не только СМИ, но и академические издания практически ежедневно сообщают о конфликтах между религиозными сообществами локального и глобального масштаба. Статья рассматривает ряд новых аспектов феномена веротерпимости, открывающихся при его описании в качестве аутопойезиса специфического межкультурного коммуникативного дискурса. Исследование показало, что этот дискурс был эксплицитно представлен в текстах базы данных ресурса «Национальный корпус русского языка» только начиная с XIX в. Изученные тексты манифестируют особые формы имплицитной веротерпимости, которая формируется и трансформируется в глобальном контексте межкультурной коммуникации, стремящейся развести «верное» («истинное», «нормативное») и «суеверное» («ложное», «произвольное»). При этом второе призвано маркировать различение так или иначе «допустимого» («терпимого», «осмеиваемого») от безусловно «запретного» («опасного», «наказуемого»). Развитие форм коммуникации от общения «лицом-к-лицу» к символике письменности в урбанистических культурах, а затем к современному господству «массмедийных» образов реальности способствует формированию «имперского» универсализма в понимании локальных особенностей. Ряд материалов из российской истории XIX в. позволяет в деталях показать, как именно развивался эксплицитный дискурс веротерпимости в различении с «нетерпимым» в период от создания Александром I «Священного союза» (где православные, католики и лютеране провозглашались «единым христианским народом») до охранительной «триады Уварова» и национального романтизма, стремившихся не только дистанцироваться от всего «иноверного», но и вступать с ним в многоплановый межкультурный диалог. Методологическим основанием описания материала выступает концепция Н. Лумана, которая позволяет рассматривать «верное» и «суеверное» как различения, формирующиеся в процессе аутопойезиса религии в качестве социальной субсистемы. Особое внимание уделено историческим моментам, определившим предпосылки формирования вероисповедной политики Московского царства, которую можно обозначить как «протоимперскую веротерпимость».

101-112 595
Аннотация

В 1999 г. Родни Старк заявил о том, что теория секуляризации скончалась и должна быть погребена на кладбище несостоятельных доктрин. Основания для этого приговора он представил в статье «Покойся с миром, секуляризация», которая должна была показать, что теория секуляризации не способна корректно описывать ни прошлое, ни современное состояние религиозности в европейских странах и, тем более, во всём остальном мире. Несмотря на то, что выводы Старка были приняты многими учёными, текущие исследования показывают, что Старк сильно поторопился со своим заключением, а теория секуляризации всё ещё обладает значительным описательным и объяснительным потенциалом. В ситуации продолжающейся дискуссии о том, насколько полно и точно теория секуляризации способна описывать закономерности общественных изменений, актуальным становится также и рассмотрение вопроса о том, почему предшествующая критика теории, включая критику Старка, оказалась не слишком действенной. Как представляется, в случае Старка негативную роль сыграли следующие факторы: идеологизированный подход, приравнивающий теорию секуляризации к секуляризму, трактовка субъективной религиозности отдельных обществ как постоянной величины, которая к тому же должна быть таковой и для всех остальных обществ, а также крайне упрощённая интерпретация фундаментальных положений теории секуляризации, которая, согласно Старку, возвещает «конец религии». Некорректность отдельных критических идей Старка демонстрируется посредством обращения к статистическому анализу долгосрочных тенденций в религиозности населения таких стран как Исландия и Великобритания, а также США.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ 

113-127 391
Аннотация

В статье раскрываются причины кризиса национально-культурной идентичности сербов в период австро-венгерской оккупации и аннексии, приведшие к изменениям их самосознания. Данная цель статьи достигается путём углублённого анализа актуальных источников, представляющих взгляды сербских и российских учёных на исследуемую проблему. Используя сравнительно-исторический и социокультурный подходы, авторы выделяют такие ключевые факторы, влияющие на формирование культурной идентичности, как родной язык, этничность, общность территории, религия, жилище и образ жизни, пища, обычаи и традиции, фольклор и литература, художественное наследие и историческое прошлое. Хронологически показано, как развивалась и менялась структура общества на территории современного боснийского государства. Авторы анализируют положение народов Боснии и Герцеговины (БиГ) в составе Австро-Венгрии, сравнивая их статус в обществе, а также причины выбора боснийских мусульман и хорватов в качестве опоры новой власти. Основными детерминантами, способствовавшими сохранению культурной идентичности сербов, являются косовская и святосавская традиции, тесно связанные с православием. Показаны совместные усилия народов, населяющих современную Боснию и Герцеговину, в борьбе против оккупантов, что проявилось в деятельности организации «Молодая Босния», стремившейся к сохранению национальной идентичности и созданию единого сербского государства. Авторы делают вывод, что кризис национально-культурной идентичности сербов Боснии и Герцеговины был вызван не только социально-политическими причинами, но и историческим столкновением трёх цивилизаций и культур: южнославянской, восточной и западной. В статье обозначены маркеры национальной и культурной идентичности сербов БиГ, разрушение которых привело к кризису.

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ 

128-136 291
Аннотация

Вопрос о природе модализации речи многократно рассматривался в лингвистике с различных позиций. Авторы статьи предлагают посмотреть на точки пересечения процесса метафоризации высказываний в рамках одного вида дискурса с выражением отношения и/или оценки автора к его содержанию. Для обоснования правомерности данного подхода авторы ссылаются на методологию логического анализа языка, теорию межсубъектности и теорию оценочности, связывая когнитивные методы анализа процесса метафоризации с широким пониманием категории модальности. Такая постановка вопроса вписывается в современную научную парадигму междисциплинарности, что отражает актуальность предлагаемого текста. Научная новизна тематики заключается в попытке определить соотношение категории модальности в её аксиологическом и идеологическом аспектах с метафоризацией как средством актуализации оценочности в экономическом дискурсе. Эмпирический материал, содержащий фрагменты текстов немецкоязычных СМИ экономической тематики, отражает правомерность предлагаемой трактовки вопроса, показывает потенциальную взаимосвязь явлений в пересечении различных коннотативных значений когнитивной метафоры, потенциально служащей для выражения отношения к пропозиции высказывания на уровне интерсубъектых оценок, создающих модальную рамку текста. Приведённые примеры наглядно демонстрируют, что когнитивные метафоры в различных формах их реализации могут служить средством выражения идеологической модальности с позиций межсубъектности, поскольку продуцент текста опирается на отражение фрагмента действительности в коммуникативно-познавательной деятельности субъектов национальнокультурной общности людей. В статье признаётся неоднозначность предлагаемой трактовки категории модальности, что может рассматриваться как косвенное приглашение к дискуссии по обсуждаемому вопросу.

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО 

137-147 687
Аннотация

Газета «Новое Время» в течение нескольких десятилетий считалась ведущим ежедневным периодическим изданием дореволюционной России. В 1876 г. её владельцем, заодно и главным редактором, стал выдающийся российский публицист и литератор Алексей Сергеевич Суворин. Он превратил газету в информационное издание, которое оказывало серьёзное воздействие на формирование общественного мнения в России. Газета нравилась как консерваторам, так и либералам. К числу её подписчиков относились и те, кто получили высшее образование, и те, кто не учились даже в гимназиях. «Новое Время» не навязывало своего мнения, оно предлагало читателям самим разобраться в информационных сообщениях, помещавшихся на её полосах. Суворин сумел создать собственную читательскую аудиторию, высоко ценившую газету и верившую в неё. Кроме того, газета прославилась публикациями литературных произведений ведущих российских писателей — классиков отечественной литературы. Поэтому неслучайно авторы данной статьи уделяют особое внимание сотрудничеству «Нового Времени» с самыми известными русскими литераторами второй половины XIX – начала XX вв. Благодаря Суворину раскрылся талант А.П. Чехова, который стал печататься в газете не под псевдонимом, а под своей настоящей фамилией. В «Новом Времени» были опубликованы рассказы, которые вошли в сборник «В сумерках». В этой же газете Чехов напечатал свою знаменитую повесть «Дуэль». Несмотря на то, что «Новое Время» считалось газетой, а не литературно-художественным журналом, оно привлекло к сотрудничеству таких выдающихся авторов, как Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, Н.С. Лесков, М.Е. Салтыков-Щедрин, которые видели в газете не просто солидное издание, а источник просвещения и знаний.

148-161 316
Аннотация

В статье рассматривается книга американского романтика-трансценденталиста Маргарет Фуллер (1810–1850) «Лето на озёрах, в 1843-м», написанная ею по итогам поездки на Средний Запад США, её наблюдений и последующей работы в библиотеке Гарвардского университета; судьба коренного населения Америки в его столкновении с европейской цивилизацией — одна из центральных тем книги. Цель статьи — анализ трактовки данной темы в книге Фуллер. Автор ставит перед собой следующие задачи: описать круг культурных форм, выделяемых Фуллер в её наблюдениях; выявить особенности подхода Фуллер как наблюдателя; охарактеризовать позицию Фуллер как культуролога и публициста. Для решения поставленных задач в статье используются методы «внимательного чтения» (close reading) и культурно-исторического анализа. Анализ показывает: перспектива взгляда Фуллер как наблюдателя — это перспектива «женского взгляда», подмечающего детали в поведении и положении женщин; Фуллер отмечает не только общие гендерные, возрастные стороны жизни индейцев, но и их индивидуальные черты; индейцы предстают не только как объекты наблюдений, но и как субъекты, участвующие во взаимоотношениях с белыми; Фуллер отмечает чуткость и деликатность индейцев при контактах с ней. Матрицей для наблюдений и размышлений Фуллер является романтическое миросозерцание, но она отказывается от поэтизации «благородного дикаря», свойственной эпохе Просвещения и ранним романтикам; учитывая идеи Гердера и Гёте, стремится к исследованию индейской культуры как органичной и целостной системы смыслов. Отмечается противоречивость позиции Фуллер как культуролога: разделяя доминировавшую в то время линеарную концепцию истории, являвшуюся частью колониального дискурса, Фуллер полагала, что с продвижением цивилизации индейцы обречены на вытеснение и вымирание. Вместе с тем, она выражала сомнения в линеарности истории, сочувствовала индейцам, была убеждена, что отношение белых к индейцам противоречит христианским ценностям.

162-176 354
Аннотация

Статья посвящена визитам писателей из Латинской Америки в СССР c 1954 до начала 1960-х гг. по линии Иностранной комиссии Союза советских писателей (ИК ССП). После смерти Сталина работа всех отделов Комиссии значительно расширилась; списки приглашённых из-за границы отныне включали и безусловно лояльных СССР коллег, и новые, ещё неизвестные имена. В результате сотрудникам Иностранной комиссии пришлось столкнуться с невиданным плюрализмом. На основе отчётов испанских и португальских переводчиков ИК ССП, хранящихся в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), рассматриваются критерии, по которым пребывание иностранного деятеля воспринималось как благоприятное или нежелательное для продолжения сотрудничества с ним с целью улучшить имидж СССР в заграничных литературных кругах. Отдельное внимание в статье уделяется своеобразным маркерам лояльности: оценкам гостями результатов XX съезда КПСС и состояния советскокитайских отношений как чувствительных тем, важных для политического самоопределения писателей-коммунистов. Изучение источников позволяет сделать вывод, что при выборе новых заграничных партнеров ИК часто полагалась на советы уже состоявшихся «друзей», а протеже последних не всегда выдерживали проверку на совместимость с советским режимом. Конкретных критериев оценки не было. Переводчики привлекались со стороны, чётких инструкций от Комиссии не получали и руководствовались собственными представлениями о важности своего подопечного и целесообразности сотрудничества с ним. Впоследствии мнение переводчиков могло и не учитываться; предположительно, большее значение имели опубликованные по результатам визита в СССР публицистические и художественные произведения приглашённых писателей.

177-192 358
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы сохранения жанра русского народного устного музыкального творчества в поселке Аргунь и г. Хулунбуир Автономного Района Внутренней Монголии (АРВМ) Китая в условиях межкультурной коммуникации. Рассматриваются факторы формирования этногруппы китайских русских, компактно проживающих в АРВМ Китая и признаки их этноидентификации. Приводятся авторские записи текстов частушек различной тематики. Выделяются проблемы охраны русской частушки в регионе и варианты мер государственного обеспечения её охраны. Выдвигается ряд предложений по мерам защиты локального наследия данного жанра городского округа Хулунбуир АРВМ. На основе историко-культурной значимости, реального соучастия русского народного устного музыкального творчества в процессах российско-китайской межкультурной коммуникации выводится положение об этнокультурной роли частушки как нематериального культурного наследия и необходимости внесения частушки в список культурного наследия китайских русских. Обосновываются положения о необходимости создания условий и форм государственно-организационной поддержки и популяризации данного жанра в целях сохранения устного народного музыкального творчества китайских этнических русских.

РЕЦЕНЗИИ 

193-196 265
Аннотация

 Moreno Tello S. Las coplas del Carnaval de Cádiz durante la Segunda República (1932–1936). — Cádiz : Editorial UCA, Universidad de Cádiz, 2020. — 450 p. 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)