Становление субъективности
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-3-19-7-15
Аннотация
Авторы намечают онтологическую перспективу, отличную от общепринятой материалистической онтологии. Отдельные моменты этой перспективы можно обнаружить в работах выдающихся философов прошлого, таких как Гуссерль и Гегель. Авторы обращают, однако, внимание на систематическую методологическую ошибку мыслителей прежних веков относительно понятия Другого. Другой — ключевой фактор в становлении сознания и субъектности, и статья имеет целью показать, как Другой формирует и создаёт субъектность из «материала» биологического человека. Человеческая идентичность возникает в два этапа: сначала создаётся идентичность онтологическая, из которой вырастает эмпирическая идентичность, порождающая сознание и личность. Философская мысль, начинала с рассмотрения ещё не оформившейся субъектности. Tabula rasa таким образом — это биологический человек, но подобная сущность может обрести человеческую субъектность лишь в общении с другими субъектностями. Другой — это не просто ещё одно Я. Нет никакого базового ощущения, способного донести до биологического организма информацию о его собственном состоянии; такой организм представляет собой природную основу для возникновения сознания, но сам по себе на этом этапе ещё не способен воспринимать и действовать как сознательное существо. Без воздействия Другого человеческий организм никогда не станет Я. Единящее «восприятие» Другого есть исходная встреча, порождающая очарование. Но очарование сменяется фрустрацией, когда Другой исчезает из поля зрения. Этот повторяющийся процесс перцептивного присоединения и расторжения порождает своего рода игру в присутствие и отсутствие. С удалением Другого точка фокусирования исчезает, но оставляет после себя след в виде блуждающего внимания. Внимание, лишённое точки приложения, остаётся наедине с собой и направляется на себя, потому что больше ему направляться не на что. Субъектность, которая когда-то символизировалась кругом, принимает форму тора, в пустом центре которого пребывает «след Другого». С присоединением, преимущественно посредством речи, множественных Других смыслы обретают устойчивость, порождая символический порядок. Стабилизация смыслов высвобождает профанную субъектность и знаменует вступление в область свободы и, стало быть, в область этического. Объясняя саму идею внешней действительности, настаивают авторы, следует, в первую очередь, принимать во внимание Другого (Иного) и лишь затем — инаковость как таковую.
Об авторах
Б. БратинаСербия
доктор философии, профессор кафедры философии Философского факультета
Улица Филипа Вишнича 66, 38220, Косовская Митровица, (Сербия)
С. Братина
Сербия
ассистент кафедры философии Философского факультета
Улица Филипа Вишнича 66, 38220, Косовская Митровица, (Сербия)
Список литературы
1. Братина Б. Проблем Другог у модeрни. — Београд : Плато, 2010, — 147 с.
2. Братина Б. Проблем Другог у позној Модерни. — Београд : Завод за уџбенике, 2017, — 222 с.
3. Leibniz G.W. The principles of nature and of grace, 1714. // The philosophical works of Leibnitz, comprising the monadology, new system of nature, principles of nature and of grace, letters to Clarke, refutation of Spinoza, and his other important philosophical opuscules, together with the abridgment of the theodic / G. M. Duncan, Trans. — New Haven : Tuttle, Morehouse & Taylor, 1890. — Pp. 209–217. — doi: 10.1037/12983-032.
4. Хусерл Е. Картезијанске медитације: у 2 тома. — Загреб : Извори и токови, 1975.
5. Bratina B. Other or The Other? // From Humanism to Meta-, Post- and Transhumanism? / ed by I. Deretić, S. Lorenz Sorgner. — Bern : Peter Lang, 2016. — Pp. 153-162. — doi: 10.3726/978-3-653-05483-5/22.
6. Сартр Ж.П. Биће и ништавило: у 2 тома. — Београд : Нолит, 1983.
7. Fichte J.G. Osnova cjelokupne nauke o znanosti. — Zagreb : Naprijed, 1974. — 255 s.
8. Хајдегер М. Битак и вријеме. — Загфеб : Напријед, 1988. — 510 с.
9. Levinas E. Totality and infinity : an essay on exteriority. — The Hague ; Boston ; Hingham, MA : M. Nijhoff Publishers ; Distribution for the U.S. and Canada, Kluwer Boston, 1979. — 307 p.
10. Дерида Ж. Насиље и метафизика. — Београд : Плато, 2001. — 130 с.
11. Лоренцер А. Теорија социјализације. — Београд : Нолит, 1984. — 149 с.
Рецензия
Для цитирования:
Братина Б., Братина С. Становление субъективности. Концепт: философия, религия, культура. 2021;5(3):7-15. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-3-19-7-15
For citation:
Bratina B., Bratina S. Appearance of Subjectivity. Concept: philosophy, religion, culture. 2021;5(3):7-15. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-3-19-7-15