Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Аутопойезис дискурса веротерпимости (истоки межкультурной коммуникации в XIX в )

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-3-19-82-100

Полный текст:

Аннотация

Проблематика веротерпимости становится всё более актуальной как для Российской Федерации, так и для современного мира в целом. Не только СМИ, но и академические издания практически ежедневно сообщают о конфликтах между религиозными сообществами локального и глобального масштаба. Статья рассматривает ряд новых аспектов феномена веротерпимости, открывающихся при его описании в качестве аутопойезиса специфического межкультурного коммуникативного дискурса. Исследование показало, что этот дискурс был эксплицитно представлен в текстах базы данных ресурса «Национальный корпус русского языка» только начиная с XIX в. Изученные тексты манифестируют особые формы имплицитной веротерпимости, которая формируется и трансформируется в глобальном контексте межкультурной коммуникации, стремящейся развести «верное» («истинное», «нормативное») и «суеверное» («ложное», «произвольное»). При этом второе призвано маркировать различение так или иначе «допустимого» («терпимого», «осмеиваемого») от безусловно «запретного» («опасного», «наказуемого»). Развитие форм коммуникации от общения «лицом-к-лицу» к символике письменности в урбанистических культурах, а затем к современному господству «массмедийных» образов реальности способствует формированию «имперского» универсализма в понимании локальных особенностей. Ряд материалов из российской истории XIX в. позволяет в деталях показать, как именно развивался эксплицитный дискурс веротерпимости в различении с «нетерпимым» в период от создания Александром I «Священного союза» (где православные, католики и лютеране провозглашались «единым христианским народом») до охранительной «триады Уварова» и национального романтизма, стремившихся не только дистанцироваться от всего «иноверного», но и вступать с ним в многоплановый межкультурный диалог. Методологическим основанием описания материала выступает концепция Н. Лумана, которая позволяет рассматривать «верное» и «суеверное» как различения, формирующиеся в процессе аутопойезиса религии в качестве социальной субсистемы. Особое внимание уделено историческим моментам, определившим предпосылки формирования вероисповедной политики Московского царства, которую можно обозначить как «протоимперскую веротерпимость».

Об авторах

А. Ю. Бендин
Белорусский государственный университет
Беларусь

 доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры богословия Института теологии

220030, Минск, проспект Независимости, 24  



Н. М. Маркова
Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
Россия

 кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и религиоведения

600000, Владимир, ул. Горького, 87 



Список литературы

1. Запретное/допускаемое/предписанное в фольклоре : сборник статей по материалам фольклористической секции XVII Лотмановских чтений «Конструкция дозволенного, или Вещи, о которых не...», (Москва, 2009 г.) / ред.-сост.: Е. Н. Дувакин, Ю. Н. Наумова. — Москва : Издательство Российского государственного гуманитарного университета, 2013. — 305, [1] с.

2. Дандамаев М.А. Политическая история Ахеменидской державы. — Москва : Издательство Наука, Главная редакция восточной литературы, 1985. — 316 с.

3. Maturana H.R. Biology of cognition // Autopoiesis and Cognition: The Realization of the Living / H.R. Maturana, F.J. Varela, S. Beer. — Dordecht : D. Reidel Pub. Co., 1980, — Pp. 5–58.

4. Луман Н. Дифференциация. — Москва : Логос, 2006. — 317 с.

5. Фуко М. Археология знания. — Санкт-Петербург : Гуманитарная Академия; Университетская книга, 2004. — 412 с.

6. Религия и молодежь : проблемы «глокального» в международной коммуникации / под ред. Е.И. Аринина. — Владимир: Аркаим, 2020. — 283 с.

7. Вульфиус А.Г. Очерки по истории идеи веротерпимости и религиозной свободы в XVIII веке. — Санкт-Петербург : тип. М.А. Александрова, 1911. — XII, 338 с.

8. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Сочинения: в 2 т. Т. 2. — Москва : Мысль, 1991. — С. 3–545.

9. Локк Дж. Послание о веротерпимости // Сочинения: в 3 т. Т.3. — Москва : Мысль, 1988. — С. 91-134.

10. Шохин В.К. «Философия религии»: становление авторефлексии / В.К. Шохин // Философия религии: альманах 2008-2009. — Москва : Языки славянских культур, 2010. — С. 16-38.

11. Юм Д. Естественная история религии // Сочинения: в 2 т. Т.2. — Москва : Мысль, 1996a. — С. 315-378.

12. Юм Д. Диалоги о естественной религии // Сочинения: в 2 т. Т.2. — Москва : Мысль, 1996b. — С. 379-482.

13. Юм Д. О национальных характерах // Сочинения: в 2 т. Т.2. — Москва : Мысль, 1996 c. — С. 605-621.

14. Киреевский И.В. Девятнадцатый век / Полное собрание сочинений И.В. Киреевского: в 2 т. Т. 1. — Москва : Путь, 1911. — С. 85–108.

15. Никитин Д.Е. (Архимандрит Августин) Храмы Невского проспекта. Из истории инославных и православной общин Петербурга. — Москва : Центполиграф ; Санкт-Петербург : Русская тройка-СПб, 2015. — 510 с.

16. Луман Н. Эволюция. — Москва : Логос, 2005. — 254 с.

17. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии. — Москва : Изд. дом Дело :РАНХиГС, 2018. — 732 с.

18. Вааль Ф. де. Политика у шимпанзе: власть и секс у приматов. — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики», 2014. — 266 с.

19. Хенкин С.М. Мусульмане в Испании: метаморфозы исторического бытия // Новая и новейшая история. — 2013. — № 4. — С. 50-64.

20. Приселков М.Д. Ханские ярлыки русским митрополитам. — Петроград : тип. «Науч. дело», 1916 — VII, 116 с.

21. Севастьянов И.В. Татары-кряшены: православие в «тюркском мире» // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. — 2010. — № 6. — С. 15–27.

22. Красножен М.Е. Иноверцы на Руси. Т. 1: Положение неправославных хри-стиан в России. — Юрьев : тип. К. Маттисена, 1900. — 152 с.

23. Макарий (Булгаков) епископ. История Русского раскола, известного под именем старообрядства. — Санкт-Петербург: тип. Мор. м-ва, 1855. – IV, 404, VIII с.

24. Цветаев Д.В. Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII веках. — Москва : Унив. тип., 1886. — 462, LIX с.

25. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. — Москва : Квадрат ; Ин-т ДИ-ДИК ; Квадрига, 2009. — 687 с.

26. Мельников Ф. Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. — Барнаул : Изд-во БГПУ, 1999. — 556 c.

27. Пулькин М.В. Самосожжения старообрядцев (середина XVII – XIX в.) — Москва : Ун-т Дмитрия Пожарского, 2013. — 334 с.

28. Попов А.В. Суд и наказания за преступления против веры и нравственности по русскому праву. — Казань : типо-лит. Имп. ун-та, 1904. — VI, 516, III с.


Для цитирования:


Бендин А.Ю., Маркова Н.М. Аутопойезис дискурса веротерпимости (истоки межкультурной коммуникации в XIX в ). Концепт: философия, религия, культура. 2021;5(3):82-100. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-3-19-82-100

For citation:


Bendin A.Yu., Markova N.M. Autopoiesis of the Discourse of Religious Tolerance (Early Intercultural Communication in the 19th Century). Concept: philosophy, religion, culture. 2021;5(3):82-100. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-3-19-82-100

Просмотров: 57


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)