Философская интерпретация Берешит (Ральбаг о творении мира)
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2025-3-35-66-82
Аннотация
В статье на материале первоисточника — текста трактата рабби Леви бен Гершома (Герсонид, Ральбаг, 1288–1344) «Войны Господа» — эксплицируются и реконструируются основные принципы библейской экзегезы, применяемые этим еврейским философом для построения такой схемы творения мира, которая соотносилась бы как с Торой, так и с учением Аристотеля, воспринятым еврейской средневековой философско-теологической мыслью от арабских философов. Для создания более полной картины применяемых Ральбагом экзегетических методов привлекаются также тексты библейских комментариев этого мыслителя и выдержки из второй части «Путеводителя растерянных» рабби Моше бен Маймона (Маймонид, Рамбам, 1135–1204), чьим последователем считает себя Герсонид. Показано, что основными принципами, на которые опирается Ральбаг, являются (1) понимание Торы как совершенного Закона, (2) необходимость согласования учения Торы с философскими изысканиями, (3) строгий лексический и грамматический разбор текста Торы, (4) толкование священных текстов на основании современных на тот момент знаний о природе. Показано, что основным методом, задействованным Ральбагом для интерпретации библейского текста, является разграничение узкого и широкого смысла следующих слов, использованных в 1–7 стихах первой главы книги Берешит (Бытие): «начало», «земля», «тоѓу вавоѓу», «дух [Божий]», «свет», «тьма», «твердь», «воды», — с последующими примерами использования этих смыслов в Танахе. Применение такого метода позволяет Герсониду выстроить по сути своей платоническую схему творения мира с применением аристотелистской натурфилософской терминологии. Использованные в статье тексты первоисточников приводятся на русском языке впервые.
Об авторе
В. В. СлепцоваРоссия
Валерия Валерьевна Слепцова — кандидат философских наук, научный сотрудник
109240, г. Москва, ул. Гончарная, д.12, стр.1
Список литературы
1. Тищенко С. В. До того, как был сотворен мир. Замечания по поводу современных переводов Быт 1:1–2 // Научные труды по иудаике. Т. 1. — Москва: Сэфер, 2010. — С. 9–23.
2. Ральбаг. Войны Господа. Книга VI, часть 2, главы 9–12 [О чудесах] / Вступительная статья, перевод с иврита и комментарии В.В. Слепцовой // Ишрак. Журнал исламской философии. — 2025. — Т. 3, № 1. — С. 91–121. https://doi.org/10.21146/2949-1126-2025-3-1-91-121
3. Feldman S. Gersonides: Judaism within the Limits of Reason. — Oxford; Portland: Liverpool University Press;
4. Littman Library of Jewish Civilization, 2010. — 254 p. https://doi.org/10.2307/j.ctvhn0bv5
5. Gersonides’ Afterlife: Studies on the Reception of Levi ben Gerson’s Philosophical, Halakhic and Scientific Oeuvre / ed. by O. Elior, G. Freudenthal, D. Wirmer, R. Leicht (eds). — Leiden: Brill, 2020. — xvii, 673 p. https://doi.org/10.1163/9789004425286
6. Kellner M. M. R. Levi Ben Gerson: A Bibliographical Essay // Studies in Bibliography and Booklore. — 1979. — Vol. 12. — P. 13–23.
7. Klein-Braslavy S. Gersonides' Use of Aristotle's Meteorology in his Accounts of some Biblical Miracles // Aleph.— 2010. — Vol. 10, No. 2. — P. 240–313. https://doi.org/10.2979/ale.2010.10.2.240
8. Klein-Braslavy S. Maimonides as Biblical Interpreter. — Boston: A cademic Studies Press, 2011. — 304 p.
9. Rudavsky T. M. Jewish Philosophy in the Middle Ages: Science, Rationalism, and Religion. — New York: Oxford University Press, 2018. — 320 p.
10. Staub J. J. The creation of the world according to Gersonides. — Chico: Scholars press, 1982. — xii, 422 p.
11. .ןדעה ןג רופיסלו םדאה תאירב ירופיסל ג"בלרה שוריפ .ש יבלסרב-ןיילק[Клейн-Браслави С. Толкование Герсонида на истории творения человека и на историю об Эдемском саде]. — Jerusalem: Magnes. 2015. — 421 ע.
Рецензия
Для цитирования:
Слепцова В.В. Философская интерпретация Берешит (Ральбаг о творении мира). Концепт: философия, религия, культура. 2025;9(3):66-82. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2025-3-35-66-82
For citation:
Sleptsova V.V. Philosophical Interpretation of Bereshit (Ralbag on Creation of the Universe). Concept: philosophy, religion, culture. 2025;9(3):66-82. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2025-3-35-66-82