Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Люк как метафора ускользания: к философской топологии непрозрачного интерфейса

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2025-4-36-25-41

Аннотация

В условиях тотальной цифровизации и гиперсвязности повседневный опыт характеризуется парадоксом: беспрецедентный доступ к информации и коммуникации основан на принципиальной непрозрачности обеспечивающих их инфраструктур. Осмысление этого кризиса требует новых философских метафор, способных концептуализировать ускользание и разрыв. Цель работы — проследить процессы конептуализации феномена городского люка в качестве одной из ключевых метафор современности. В задачи исследования входило: 1. Уточнить феномен люка в контексте пространственных теорий (П. Слотердайк) и акторно-сетевого подхода (Б. Латур). 2. Проанализировать люк как «пятно Реального» в психоаналитической оптике Ж. Лакана. 3. Интерпретировать люк как «объект-в-себе» в рамках объектно-ориентированной онтологии Г. Хармана. 4. Проследить репрезентацию люка и его нематериальных аналогов в современном искусстве и хореографии. 5. Рассмотреть политико-экономическое измерение люка через призму марксизма и спекулятивной эстетики. Материалами исследования выступает городской люк как феномен, рассмотренный как семиотический и философский объект, а также его репрезентации в современном искусстве, хореографии (Саша Вальц, Мурад Мерзуки) и кинематографе. Применяются методы философской топологии, сравнительного анализа, концептуальный аппарат ООО, АСТ, психоанализа и дискурс-анализа. В результате исследования люк концептуализирован как универсальная метафора ускользания и «не-интерфейс», раскрывающая онтологический разрыв между человеческим миром опыта (Umwelt) и скрытым миром нечеловеческих акторов (инфраструктур, данных, сетей). Эвристическая сила этой метафоры заключается не в указании на скрытую информацию, а в маркировке самого факта онтологической несоизмеримости. Власть в современном мире осуществляется не через доступ к информации «под люком», но через контроль над границами между несоизмеримыми реальностями. Выводы. Люк нарушает логику сфер, являясь шлюзом в мир сетей. Он представляет собой травматическую дыру в символическом порядке города. Как объект, он радикально ускользает от любых своих манифестаций. Люк-монета выступает знаком символической власти, фиксирующим отношения присвоения инфраструктуры. В искусстве люк и его аналоги метафоризируют непрозрачные силовые поля, деформирующие тело и сознание.

Об авторах

А. В. Марков
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Александр Викторович Марков — доктор филологических наук, профессор, Кафедра кино  и современного искусства

125047, Москва, Миусская площадь, д. 6., стр. 6



О. А. Штайн
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Оксана Александровна Штайн — кандидат философских наук, профессор, Кафедра социальной философии

620075, Екатеринбург, Свердловская обл., просп. Ленина, 51



Список литературы

1. Аванесян А. Метафизика сегодня. — Москва: V-A-C Press, 2019. — 104 с.

2. Аванесян А., Хенниг А. Поэтика настоящего времени. — Москва: РГГУ, 2014. — 320 с.

3. Арустамова А. А. Восприятие США в русской путевой литературе середины XIX в. (на материале книги А. Лакиера «Путешествие по Северо-Американским Штатам, Канаде и острову Кубе») // Новый филологический вестник. — 2007. — № 1. — С. 118–126.

4. Арустамова А. А., Расторгуева М. Ю. Африка на поэтической карте А. Ладинского // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. — 2015. — № 3. — С. 68–76.

5. Бадью А. Истинная жизнь. — Москва: ПАНГЛОСС, 2019 — 176 с.

6. Бауман З. Город страхов, город надежд // Логос. — 2008. — № 3. — С. 24–54.

7. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе. — Москва: Медиум, 2012. — 312 с.

8. Богданова О. А. «Гетеротопия усадьбы» в романе З. Н. Гиппиус «Роман-царевич» (1913) // Проблемы исторической поэтики. — 2020. — Т. 18, № 1. — С. 294–314. https://doi.org/10.15393/j9.art.2020.7542 Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. — Москва: ПОСТУМ, 2015. — 240 с.

9. Зиммель Г. Мост и дверь // Социология власти. — 2013. — № 3. — С. 145–150.

10. Корндорф А. С. Архитектура «Ада», или Еще раз о театральной иконографии «Подземного царства» // Искусствознание. — 2010. — № 1-2. — С. 92–143.

11. Корчагина Т. В. Применение метода включенного наблюдения в исследовании арт-практик современных руфинг-фотографов // Культурный код. — 2024. — № 4. — С. 35–47.

12. Крашенинников И. А. Перспективы анализа «пористости» городской ткани // Архитектура и современные информационные технологии. — 2017. — № 3. — С. 215–226.

13. Лакан Ж. Семинары. Книга 11. Четыре основные понятия психоанализа (1964). — Москва: Гнозис; Логос, 2004. — 304 с.

14. Латур Б. Как лучше регистрировать агентность вещей: семиотика и онтология // Социология власти. — 2023. — Т. 35, № 2. — С. 156–196. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2023-2-156-196

15. Латур Б. Пастер: Война и мир микробов, с приложением «Несводимого». — Санкт-Петербург: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2015. — 316 с.

16. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. — Москва: ВШЭ, 2014. — 384 с.

17. Латур Б. Почему критика выдохлась? От фактов к вопросам, вызывающим озабоченность // Логос. — 2023. — Т. 33, № 5. — С. 29–64. https://doi.org/10.17323/0869-5377-2023-5-29-61

18. Латур Б. Сферы и сети: два способа понимания глобального // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: Философия. — 2013. — № 2. — С. 5–16.

19. Ле Блан Ш. Кьеркегор. — Москва: РИПОЛ классик, 2021. — 253 с.

20. Лефевр А. Производство пространства. — Москва: Strelka Press, 2015. — 432 с.

21. Марков А. В., Штайн О. А. Наличники как культурное наследие: теоретические параметры изучения // Культурное наследие России. — 2025. — № 2. — С. 23–31. https://doi.org/10.34685/ HI.2025.49.2.004

22. Марков А. В., Штайн О. А. Торчком и изгибом: маскарон как философия города // Наука. Искусство. Культура. — 2024. — № 4. — С. 152–159.

23. Орлова Г. А. Со-авторизация, но не соавторство: приключения транскрипта в цифровую эпоху // Шаги. — 2016. — Т. 2, № 1. — С. 200–223.

24. Порошенко О. Ю. Экзистенция города // Вестник Вятского государственного университета. — 2021. — № 2. — С. 45–51. https://doi.org/10.25730/VSU.7606.21.017

25. Пращерук Н. В. Гетеротопия усадьбы в прозе И. А. Бунина // Филологический класс. — 2023. — Т. 28, № 3. — С. 92–102.

26. Радкау Й. Эпоха нервозности: Германия от Бисмарка до Гитлера. — Москва: ВШЭ, 2017. — 552 с. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1321-7

27. Сальникова Е. В. Городская вертикаль на фоне игровой авантюрности. От фильмов Жоржа Мельеса к киносюжетам о Фантомасе // Телекинет. — 2021. — № 2. — С. 6–14. https://doi.org/10.24412/26189313-2021-215-6-14

28. Сальникова Е. В. О роли переходного пространства в зрелищной культуре и электронной экранной реальности // Вестник славянских культур. — 2016. — № 1. — № 1. — С. 189–204.

29. Сальникова Е. В. Специфика пластического мышления в кино // Художественная культура. — 2018. — № 2. — С. 138–167.

30. Скопин Д. Конец буржуазных апартаментов. Коммунальные квартиры и музеи в «Московском дневнике» // Логос. — 2018. — Т. 28, № 1. — С. 115–142. https://doi.org/10.22394/0869-5377-2018-1-115-140

31. Слотердайк П. Сферы. Макросферология.Т 2. Глобусы. — Санкт-Петербург: Наука, 2007. — 1024 с.

32. Суховская Д. Н., Ермакова Л. И. Концепции «пространства» и «места» в урбанистической философии // Социология. — 2021. — № 1. — С. 220–227.

33. Фуко М. Другие пространства // Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. Ч. 3. — Москва: Праксис, 2006. — С. 191–204.

34. Харман Г. Weird-реализм: Лавкрафт и философия. — Пермь: Гиле Пресс, 2020. — 258 с.

35. Харман Г. Искусство и объекты. — Москва: Институт Гайдара, 2023. — 440 с.

36. Харман Г. Объектно-ориентированная онтология: новая «теория всего». — Москва: Ад Маргинем Пресс, 2021. — 272 с.

37. Цукерман Э. Новые соединения. Цифровые космополиты в коммуникативную эпоху. — Москва: Ад Маргинем Пресс, 2015. — 320 с.

38. Эвалльё В. Д. Экранная среда в пространстве московского метрополитена // Вестник славянских культур. — 2021. — Т. 60. — С. 8–20. https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-60-8-20


Рецензия

Для цитирования:


Марков А.В., Штайн О.А. Люк как метафора ускользания: к философской топологии непрозрачного интерфейса. Концепт: философия, религия, культура. 2025;9(4):25-41. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2025-4-36-25-41

For citation:


Markov A.V., Shtayn O.A. The Manhole Cover as a Metaphor of Withdrawal: Towards a Philosophical Topology of the Opaque Interface. Concept: philosophy, religion, culture. 2025;9(4):25-41. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2025-4-36-25-41

Просмотров: 44


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)