Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Научно-образовательный проект «Школа молодого буддолога» в социокультурном пространстве России

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2025-4-36-189-201

Аннотация

В условиях растущего интереса к буддизму в современном научном и образовательном пространстве России буддология начинает занимать в нём важное место. Однако развитие этой дисциплины сталкивается с рядом вызовов: нехватка молодых специалистов, узкопрофильность исследований, не в полной мере развитая интеграция между региональными научными школами. В статье анализируется один из ответов на эти вызовы — запущенный в 2024 г. научно-образовательный проект «Школа молодого буддолога». Его инициатором выступил Тувинский государственный университет (ТувГУ) при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ, Фонда содействия буддийскому образованию и исследованиям, а также ведущих вузов страны — МГУ, БГУ и КалмГУ. Целью проекта стало создание уникальной междисциплинарной площадки для взаимодействия начинающих и состоявшихся исследователей буддизма, объединяющей религиоведов, философов, историков, антропологов, филологов и других специалистов. За полтора года существования Школы состоялись две масштабные сессии летних выездных мероприятий (2024 и 2025 гг.), в которых приняли участие исследователи из Москвы, Санкт-Петербурга, Тывы, Бурятии, Калмыкии и других регионов. Программа сочетала в себе лекции, семинары, дискуссии, антропологические наблюдения и проектную работу, что позволило участникам не только обмениваться знаниями, но и формировать навыки их применения. Ключевыми темами направлений работы летних сессий Школы стали: региональные традиции и глобальные процессы в историческом развитии буддизма; концепты и идеи буддийской религиозно-философской мысли; буддийские ритуалы и практики; буддийская материальная культура (сакральное искусство, архитектура и артефакты); перевод и сохранение буддийской литературы; стратегии развития отечественной буддологии. Важной особенностью обеих летних сессий мероприятий стало сочетание теоретических и полевых мероприятий: с одной стороны, участники анализировали тексты и исторические процессы, с другой — погружались в живую традицию через посещение религиозных центров, присутствие на ритуалах и общение с носителями современной буддийской культуры. Первые результаты проекта «Школа молодого буддолога» показывают, что созданная научно-образовательная площадка способствует консолидации российского научного сообщества, создавая сети профессиональных контактов между исследователями разных поколений и школ.

Об авторах

Е. В. Айыжы
Тувинский государственный университет
Россия

Елена Валерьевна Айыжы — доктор исторических наук, доцент, доцент кафедры всеобщей истории, археологии и документоведения исторического факультета

667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ленина, д. 36



М. С. Киселев
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Михаил Сергеевич Киселев — кандидат философских наук, доцент кафедры философии религии и религиоведения философского факультета

119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4



О. А. Сапожникова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Олеся Андреевна Сапожникова — кандидат культурологии, доцент кафедры филологии стран Юго-Восточной Азии, Кореи и Монголии Института стран Азии и Африки

125009, Москва, ул. Моховая, д. 11



Список литературы

1. Абаев Н. В., Хомушку О. М., Бичелдей У. П. Буддизм в Центральной Азии: история, основы учения и культура — Кызыл: Издательство Тувинского государственного университета, 2013. — 132 с.

2. Ахмадулина С. З., Бадмацыренов Т. Б. Б. Д. Дандарон: жизнь, посвященная духовному совершенствованию // Монголоведение (Монгол судлал). — 2024. — Т. 16, № 4. — С. 682–693. https://doi. org/10.22162/2500-1523-2024-4-682-693

3. Бритова В. Р. Становление и развитие девяти школ сон-буддизма кусасонмун в Корее // Вестник

4. Бурятского государственного университета. — 2023. — № 2. — С. 65–75. https://doi.org/10.18101/19940866-2023-2-65-75

5. Бритова В. Р. Корейский буддизм на современном этапе: внутренние и внешние проблемы // Восточный вектор: история, общество, государство. — 2023. — № 4. — С. 41–47. https://doi. org/10.18101/2949-1657-2023-4-41-47

6. Воробьёв В. В. Способы решения лёгкой проблемы сознания в буддизме Тхеравады //

7. Буддологические исследования. — 2024. — № 1. — С. 186–198. https://doi.org/10.30792/2949-57682024-8-186-198

8. Воробьёв В. В. Методы исследования сознания в буддизме и западной философии: компаративистский анализ // Вестник Калмыцкого университета. — 2020. — № 3. — С. 131–140.

9. Давыдов И. П. Маскулинный аспект очистительных ритуалов тибетской мистерии ЦАМ (юнгианский анализ архетипов действующих персонажей) // Религиоведческий альманах. — 2024. — № 1. — С. 85–102.

10. Доржу З. Ю., Монгуш И. И., Ширап Р. О. Роль Пандито Камбы-ламы Лопсана-Чамзы в развитии духовности тувинского народа // Oriental Studies. — 2024. — Т. 17, № 3. — С. 512–524. https://doi. org/10.22162/2619-0990-2024-73-3-512-524

11. Хомушку О. М. Буддизм в Туве: история и распространение // Религиоведческий альманах. — 2024. — № 1. — С. 26–42.

12. Хомушку О. М. Религии в Туве: история и современность. — Новосибирск: Наука, 2024. — 176 с.

13. Хомушку О. М., Эфендиева А. О. Визуальные образы буддизма через объектив В. П. Ермолаева: социокультурный аспект // Сибирский антропологический журнал. — 2024. — Т. 8, № 4. — С. 64–71.

14. Эрендженова Ю. Ю. Миротворческий потенциал тантрического буддизма в российском социокультурном пространстве // Новые исследования Тувы. — 2024. — № 1. — С. 265–275. https://doi. org/10.25178/nit.2024.1.17


Рецензия

Для цитирования:


Айыжы Е.В., Киселев М.С., Сапожникова О.А. Научно-образовательный проект «Школа молодого буддолога» в социокультурном пространстве России. Концепт: философия, религия, культура. 2025;9(4):189-201. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2025-4-36-189-201

For citation:


Aiyzhy E.V., Kiselev M.S., Sapozhnikova O.A. The Scientific and Educational Project School of Young Buddhologists in the Sociocultural Space of Russia. Concept: philosophy, religion, culture. 2025;9(4):189-201. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2025-4-36-189-201

Просмотров: 38


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)