Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

РУССКАЯ ФОРТЕПИАННАЯ КУЛЬТУРА XX СТОЛЕТИЯ В АСПЕКТЕ НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В данной статье освещаются некоторые проблемы отечественного фортепианного образования XX века в тесной взаимосвязи двух его сфер - профессиональной и любительской. Рассматривая их существование в различные периоды отечественной истории XX века, автор акцентирует внимание на том, что инструмент играл важную роль в духовной жизни общества на протяжении всего предыдущего столетия. Интенсивное развитие фортепианной культуры социалистического периода, обусловленное её тесной преемственностью с традициями русской фортепианной школы, нашло отражение в создании советской системы музыкального образования. Несмотря на её очевидные успехи, в современный период актуализируется проблема использования специализированных методик в области развивающей фортепианной педагогики. Это объясняется, в том числе, новыми «вызовами» сегодняшнего дня - острой потребностью в формировании широкого слоя просвещённых любителей музыки, а также постепенным вытеснением из сферы массового музыкального образования акустического инструмента и заменой его электронными аналогами. В статье подчёркивается важность сохранения отечественных традиций в двух важнейших сферах фортепианной культуры, а также их развитие в рамках новых «гуманитарных технологий». Две ветви фортепианной культуры - профессиональная и любительская, - издавна сосуществующие в России, до сих пор ещё в значительной степени автономны. Всемерное развитие этих связей, их укрепление, основанное на содержательных аспектах - важнейшее дело современности, ибо «вопрос профессионализма и любительского освоения фортепиано в век господства масскультуры представляются нам равновеликими в значении своем» [7, с.2]. Долгая история инструмента в отечественной музыкальной культуре XX в. убедительно демонстрирует, что «фортепиано - один из символов высокой, “генной” культурной традиции. Это синоним Культуры, той самой, отразившей интеллектуальные возможности человека и определившей нравственные законы существования человечества» [7, с.2].

Об авторе

Н. А. Говар
РАМ им. Гнесиных
Россия


Список литературы

1. Обучение игре на фортепиано по Леймеру-Гизекингу. М.: Классика - XXI, 2000. С. 82.

2. Набоков Н. Багаж. СПб: Издательство журнала «Звезда», 2003. 368 с.

3. Говар Н.А. Фортепиано или синтезатор? Опыт сравнения двух инструментов в эпоху постмодернизма. Музыка и время. № 5. 2015. С. 25-28.

4. Авдеев А. Инструмент: природа, практика жизни и судьба. Pianoforum. 2011. №2. С.58.

5. Алексеев А. Русские пианисты: очерки и материалы по истории пианизма. Вып. 2. М-Л.: Госмузиздат, 1948. 311 с.

6. Авдеев А. Инструмент: природа, практика жизни и судьба // Piano Форум. 2011. №2. С. 58 - 59.

7. Броканова М. Мой рецепт от усталости - сценотерапия / Интервью с Д. Мацуевым // Piano Форум 2011. №3. С. 8 - 13.

8. Броканова М. Пианист - это образ жизни / Интервью С Николаем Луганским // Piano Форум. 2010. №2. С. 4 - 10.

9. Броканова М. Успехи учеников радуют меня больше, чем мои собственные / Интервью с Дмитрием Башкировым // Piano Форум. 2010. №4. С. 3-8.

10. Бялик М. Главное достоинство русской школы заключалось в том, что она… не была школой. Отсутствовала догма / Интервью с Е. Королевым // Piano Форум. 2011. №2. С. 16 - 23.

11. Задерацкий В. В диапазоне восьми октав // Piano Форум. 2010. №1. 1-2.

12. Задерацкий В. Переступая грань десятилетий // Piano Форум. 2010. №4. С. 1- 4.

13. Кольцова И. Генезис и пути развития русского фортепианного искусства Серебряного века. СПб, 2012. 186 с.

14. Малинковская А. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования.- М.: Владос, 2005. 381 с.

15. Николаева Н. Что есть русская фортепианная школа / Интервью с Е. Рихтер // Piano Форум. 2010. №4. С.11.

16. Обучение игре на фортепиано по Леймеру-Гизекингу. М.: Классика- XXI. 2009. 211 с.

17. Силантьева М. Современные «гуманитарные технологии» в контексте российской действительности // Славянский мир в третьем тысячелетии. Россия и славянские народы во времени и пространстве. М., 2009. С. 406 - 418.

18. Смирницкий Я. Бетховен начинается с чистого листа / Беседа с пианистом К. Щербаковым // Московский комсомолец. 2016, 30 января.

19. Тамбовская Н. Как человек живёт, так он и играет. Интервью с Г. Соколовым // Piano Форум. 2010. №3. С. 4-10.

20. Толстых Н. От «московской достопримечательности» к мировой известности: 1881 - 1905 // Piano Форум. 2011. №2. С.48 - 53.

21. Щуровский П. Как надо учить наших детей музыке. М.:Тип.-лит. Товарищества «И.Н. Кушнерев и К», 1898. 40 с.


Рецензия

Для цитирования:


Говар Н.А. РУССКАЯ ФОРТЕПИАННАЯ КУЛЬТУРА XX СТОЛЕТИЯ В АСПЕКТЕ НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Концепт: философия, религия, культура. 2017;(1):106-117.

For citation:


Govar N.A. RUSSIAN PIANO CULTURE OF THE 20TH CENTURY IN THE CONTEXT OF MUSIC EDUCATION PROBLEMS. Concept: philosophy, religion, culture. 2017;(1):106-117. (In Russ.)

Просмотров: 694


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)