Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

ФИЛОСОФСКИЙ КОНЦЕПТ «ТЕУРГИЯ» И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ФИЛОСОФИИ, ИСКУССТВА И РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-3-15-57

Полный текст:

Аннотация

Чем ближе подходил к концу позитивистский ХIХ в., столетие революций модерна, тем очевидней становилось нарастание в мире зла. У философов возникало предчувствие возрождения гностического комплекса чуждости этого мира человеку. Обособление различных сфер культуры хотя воспринималось и оценивалось как прогресс, тем не менее, провоцировало острую потребность в единении, в синтезе дифференцировавшихся сфер – искусства, творчества, мифологии, поэзии, культуры, философии и, разумеется, религии, которая под натиском модерна оказывалась на периферии культуры. Но собственно периферийной сферой модерн сделал и культуру. Эпоха революций оказалась неблагоприятной не только для церкви, но и для культуры. Утопическое сознание, овладевающее массами, требовало немедленного разрушения традиционных ценностей. Социология как проектирование новых обществ затормозила становление культурологической рефлексии. Она возродится лишь ближе к концу ХХ в., когда развернётся десакрализация революции и станут очевидными её позитивные и негативные стороны. Обратную сторону прогресса, нарастание в мире зла и уязвимость обособления разных сфер остро ощущали русские религиозные философы на рубеже Х1Х-ХХ вв. Они-то первыми и выдвинули идею теургии, то есть единства обособившихся сфер ради преображения мира. В этом единстве религия должна была занять значимое, если не определяющее место. Однако в русской революции 1917 г. произошёл взрыв атеизма. По сути, церковь ушла в катакомбы. Но такой же катакомбной, по выражению Э. Неизвестного, оказалась и вся культура. Автор данной статьи показывает, как с эпохи оттепели постепенно начинает изживаться разрушительный комплекс и развёртывается восстановление прежних связей между культурой, философией, искусством и религией.

Об авторе

Н. А. Хренов
Московский Государственный университет культуры Государственный институт искусствознания
Россия

д.филос.н., профессор кафедры кино и телевидения Московского Государственного университета культуры, зам. директора по науке Государственного института искусствознания

Россия, 125009, Москва, Козицкий переулок 5.

Сфера научных интересов: междисциплинарная методология изучения искусствознания, эстетика, социология и социальная психология искусства, искусство как проблема теории и истории культуры



Список литературы

1. Адорно Т. Негативная диалектика. М.: Научный мир, 2003. 374 с.

2. Бердяев Н.А. Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Вл. Соловьева // О Владимире Соловьеве. Сборник первый. М.: Путь, 1911. С. 104-128.

3. Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.: Мысль, 1991. 398 с.

4. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 176 с.

5. Блок А.А. Крушение гуманизма // Собрание сочинений в 8 т. T. 6. М - Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1962. С. 93-115.

6. Булгаков С. Апокалиптика и социализм // Два града. Исследования о природе общественных идеалов. СПб.: Издательство русского христианского гуманитарного института, 1997. С. 207-247.

7. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб.: Университетская книга, 1999. 565 с.

8. Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. М.-К.: «REFL-book» - «ИСА», 1994. 656 с.

9. Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России. М.: РОССПЭН, 2006. 448 с.

10. Давыдов Ю.Н. Апокалипсис атеистической религии (С. Булгаков как критик революционной религиозности) // Булгаков С. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. СПб.: Издательство русского христианского гуманитарного института, 1997. C. 415-450.

11. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. Т. 23. Л.: Наука, 1981. 423 с.

12. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. Т. 21. Л.: Наука, 1980. 551 с.

13. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. Т. 24. Л.: Наука, 1982. 518 с.

14. Евлампиев И.И. Гностическое христианство в истории европейской философии // Россия и гнозис: труды Международной научной конференции «Раннехристанский гностический текст в русской культуре». Т. 1. СПб.: Издательство РХГА, 2015. С. 97-116.

15. Жукоцкий В.Д. Русская реформация ХХ века: предпосылки и результат // Религия, человек, общество: доклады Международного научного религиоведческого конгресса. Ч. 1. Курган: Издательство Курганского государственного университета, 1998. С. 217-237.

16. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.: ТОО «Рарогъ», 1993. 448 с.

17. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. 415 с.

18. Лосев А.Ф. Об «Оправдании добра» // Соловьёв В. Оправдание добра. М.: Республика. 1996.

19. Луначарский А.В. Религия и социализм. Т. 1. СПб.: Шиповник, 1908. 230 с.

20. Мандельштам О. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2. М.: Арт-бизнес-центр, 1991. 700 с.

21. Мень А. Культура и духовное возрождение. М.: Искусство. 1992. 400 с.

22. Мотрошилова Н.В. С. Франк о «новом варварстве» // Культура и форма. М.: Издательский дом Государственного университета - Высшей школы экономики, 2010. С. 173-206.

23. Мотрошилова Н.В. О диалоге Мераба Мамардашвили с Жаном-Полем Сартром // Мераб Константинович Мамардашвили. М.: РОССПЭН, 2009. С. 339-350.

24. Мотрошилова Н.В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов. М.: ИФРАН, «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. 480 с.

25. Нибур Р. Опыт интерпретации христианской этики // Христос и культура. Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. М.: Юрист, 1996. С. 223-312.

26. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени // Уединённое. М.: Политиздат, 1990. С. 395.

27. Розанов В.В. В чаду войны. Статьи и очерки 1916-1918 годов. М.: Республика, СПб.: Росток, 2008. 632 с.

28. Солженицын А.И. Публицистика в 3 т. Т. 2: Общественные заявления, письма, интервью. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1996. 624 с.

29. Соловьёв В.С. Оправдание добра. М.: Республика, 1996. 479 с.

30. Сталин И.В. Pro et contra. Антология. В 2-х т. Т. 2. СПб.: РХГА, 2015. 879 с.

31. Хомяков А.С. Сочинения. T. 4. М.: Университетская типография, 1909. 428 с.

32. Хренов Н.А. Искусство оттепели в контексте надлома большевистской империи // От искусства оттепели к искусству распада империи. М.: Канон – Плюс, 2013. С. 17-102.

33. Юнг К. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 304 с.

34. Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования. СПб.: Владимир Даль, 2004. 632 с.


Для цитирования:


Хренов Н.А. ФИЛОСОФСКИЙ КОНЦЕПТ «ТЕУРГИЯ» И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ФИЛОСОФИИ, ИСКУССТВА И РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. Концепт: философия, религия, культура. 2018;(3):15-57. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-3-15-57

For citation:


Khrenov N.A. “THEURGY” PHILOSOPHICAL CONCEPT AND RELATIONSHIPS BETWEEN PHILOSOPHY, ART AND RELIGION IN MODERN RUSSIA. Concept: philosophy, religion, culture. 2018;(3):15-57. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2018-3-15-57

Просмотров: 113


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)