МОТИВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ХИТРОУМИЯ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-1-9-173-184
Аннотация
В статье рассматривается становление и развитие мотива человеческого хитроумия в средневековой литературе. Мотив хитроумия выбран не случайно. Впервые мотив человеческого хитроумия как таковой появился в итальянской новеллистике в эпоху Возрождения, но его корни уходят к устному народному рассказу. В городской среде очень любили острый анекдот о находчивом и знающем себе цену горожанине или бойкой и сметливой горожанке, которые дурачат кичливого рыцаря, сластолюбивого священника или монаха. Такие рассказы ярко и выразительно изображали типичные события повседневной жизни городов и вызывали острый интерес среди горожан. А жизнь итальянских городов была бурной и многообразной, она изобиловала всякого рода событиями и происшествиями. На закате Средневековья шло формирование новых социальных групп, которые включались в политическую борьбу, оспаривая власть у аристократов. На межличностном уровне начиналось постепенное размывание понятийных границ благородства. Формировалась новая система представлений о предназначении и роли человека. Но знатности происхождения было необходимо противопоставить какое-либо качество простого человека, которое бы его отличало и характеризовало. Качество, которое было бы сопоставимо со званиями и титулами. Этим качеством станет хитроумие. Но понятийное наполнение хитроумия произойдёт не сразу. Сначала в литературе будет грубый смех, балаганные выходки на грани с издёвкой. Своего полного развития мотив хитроумия достигнет в новелле эпохи Возрождения, когда будет окончательно сформирован образ человека новой эпохи, совсем не похожего на образ средневекового человека. Тогда хитроумие, сообразительность и находчивость будут цениться больше званий и титулов. Проследив развитие мотива человеческого хитроумия в средневековой литературе, можно понять, как формировался человек эпохи Возрождения.
Об авторе
С. М. ВоронецРоссия
Воронец Светлана Михайловна – кандидат филологических наук, доцент кафедры романских языков
119454, Г. Москва, Проспект Вернадского, 76
Список литературы
1. Алигьери Данте. Малые произведения. М.: Наука, 1968. 671 с.
2. Боккаччо Дж. Декамерон. М.: Художественная литература, 1970. 726 с.
3. Иванов К.А. Трубадуры, труверы и миннезингеры. М.: Алетейа, 1997. 360 с.
4. История литературы Италии / Под ред. М.Л. Андреева, Р.И. Хлодовского. М.: ИМЛИ РАН, 2000. 592 с.
5. Мелетинский Е.М. Заметки о средневековых жанрах, преимущественно повествовательных // Проблема жанра в литературе Средневековья. Выпуск 1, М.: Наследие, 1994. С. 7-26.
6. Новеллино / Пер. с итал. М.Л. Андреева. Отв. ред. Р.И. Хлодовский. М.: Наука, 1984. 318 с.
7. Петрарка Ф. Лекарства от превратностей судьбы. // Эстетика Ренессанса: Антология. М.: Искусство, 1981. С. 30-42.
8. Фаблио. Старофранцузские новеллы / Пер. со старофранцузского С. Вышеславской и В. Дынник. М.: Художественная литература, 1971. 344 с.
9. Battaglia S. L’esempio medioevale // La coscenza letteraria del Medioevo. Napoli, 1965, P. 447-486.
10. De Sanctis F. Storia della letteratura italiana. Torriana: Orsa Maggiore, 1994. 734 p.
Рецензия
Для цитирования:
Воронец С.М. МОТИВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ХИТРОУМИЯ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Концепт: философия, религия, культура. 2019;(1):173-184. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-1-9-173-184
For citation:
Voronets S.M. THE MOTIVE OF HUMAN CUNNING IN MEDIEVAL LITERATURE. Concept: philosophy, religion, culture. 2019;(1):173-184. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-1-9-173-184