Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

ПЕРСИДСКИЙ ТАНЕЦ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-1-9-214-225

Полный текст:

Аннотация

В данной статье предпринята попытка исследовать феномен персидского танца с целью определения его национального своеобразия. Авторы обращаются к смысловому ядру выражающих данное явление лексем, дают краткий очерк о генезисе и эволюции традиционной двигательной культуры иранцев, исторической динамике её развития, рассматривают и сгруппировывают существующие виды танцевальных направлений. Такой многогранный подход позволил изучить специфику данного искусства и выявить характерные черты художественного языка в Иране.Этнические танцы отражают климатические особенности среды обитания народа, специфику его истории, культуры, верований и музыкальных предпочтений. К ним относят и ритуально-обрядные традиции, древнейшие из всех существующих видов, символизирующие поклонение, подношение, посвящение, благодарение или молитву, а также народные, классические и современные танцы. Персидский танец не организован и не детализирован, что позволяет посредством индивидуальной инициативы способствовать эволюции канона. Однако, как и любой другой вид искусства, он требует серьёзного анализа, а следовательно, кодификации. Классический танец развивался параллельно с иным аутентичным культурным материалом – индийской и арабской танцевальными традициями, что внесло свой вклад в эволюцию его формы.Народные танцы, несмотря на всю простоту, отражают образное мифологическое мышление, религиозные верования, моральные и эстетические ценности. Их разновидности демонстрируют всю богатую этническую палитру проживающих на территории Ирана народов. Не только отдельным танцевальным направлением, но и полноценным культурным течением стал мистический обряд ритуального вращения «сама». Ещё одной особенностью персидского сценического и профессионального хореографического искусства является то, что на современном этапе оно развивается в условиях территориальной удалённости от своих истоков.

Об авторах

А. В. Березина
Московский государственный институт международных отношений (университета) МИД России
Россия

Березина Анна Владимировна – PhD, старший преподаватель кафедры индоиранских и африканских языков

119454, Москва, пр. Вернадского, 76



М. Г. Делинад
Астраханский государственный университет
Россия

Делинад Максим Голамхасанович – старший преподаватель кафедры восточных языков

 414056, Астрахань, ул. Татищева, 20 а



Список литературы

1. Бакланова Е.А., Берверс Е.В., Березина А.В. и др. Вкус Востока. Гастрономические традиции в истории, культуре и религиях народов Азии и Африки / Под ред. И.Т. Прокофьевой, Е.Ю. Карачковой. М.: МГИМО-Университет, 2019. 639 с.

2. Березина А.В., Делинад М.Г. Наггали как древнейший вид зрелищного искусства в Иране // Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения. Пятнадцатый межвузовский семинар по лингвострановедению 14-15 июня 2017 г. Часть II. Национальные особенности зрелищ: обычаи, праздники, театр / Под ред. Л.Г. Ведениной. М.: МГИМО-Университет, 2018. С. 115-126.

3. Бертельс Е.Э. Избранные труды. История литературы и культуры Ирана. М.: Наука, 1988. 558 с.

4. Гладкова Е.Л. Пути развития общественно-политической лексики современного персидского языка. М.: МГИМО-Университет, 2013. 316 с.

5. Персидский классический танец [Электронный ресурс]. URL: http://persiankingdom.4bb.ru/viewtopic.php?id=81 (дата обращения: 02.12.2018).

6. Рипка Я. История персидской и таджикской литературы. М.: Прогресс, 1970. 440 с.

7. Рубинчик Ю.А. Грамматика персидского литературного языка. М.: Восточная литература РАН, 2001. 600 с.

8. Санаи М. Хаджи Фируз – предвестник счастья [Электронный ресурс]. URL: https://sanaei.livejournal.com/175052.html (дата обращения: 02.12.2018).

9. Abadis. Raqs [Электронный ресурс]. URL: https://dictionary.abadis.ir/fatofa/%D8%B1%D9%82%D8%B5/ (дата обращения: 25.11.2018).

10. Jamalzadeh S.M. Raqs-e Irāni // Kaweh. 1968. № 21. P. 119-122.

11. Mahfuz F. Pažuhešidarraqshā-ye irāniazruzegārān-e bāstāntāemruz // Farhang-e mardom. 2009. № 29, 30. P. 175-200.

12. Nasr Ashraf J. Negāhi be tārixče-ye raqsdarIrān // Maqām-e musiqāi. 2000. № 8. P. 8-43.

13. Scott Waring E.A Tour to Sheeraz, by the Rout of Kazroon and Feeroozabad [Электронный ресурс]. L., 1807. 329 р. URL: https://books.google.ru/books?id=kc1NAAAAMAAJ&pg=PA47&hl=ru&source=gbs_toc_r&cad=3#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 09.12.2018).

14. Sprachman P. Bimazraqs (raqs-e badāhei-eyyeknafaridarjahān-e irāni – nevešte-ye Anthony Shay) // Irānšenāsi. 2000. № 46. P. 448-453.

15. Taheri S. Raqs, bāzi, namāyeš: barresi-ye konešhā-ye namāyešidarāsār-e pišazeslām-e Irān // Honarhā- ye zibā. 2011. № 43. P. 41-50.

16. Towhidi S.E. Tārix-e musiqi-ye Irān: sāzhā: dafdarāyne-ye tārix // Maqām-e musiqāi. 2004. № 27. P. 33-35.


Для цитирования:


Березина А.В., Делинад М.Г. ПЕРСИДСКИЙ ТАНЕЦ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Концепт: философия, религия, культура. 2019;(1):214-225. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-1-9-214-225

For citation:


Berezina A.V., Delinad M.G. PERSIAN DANCE: TRADITIONS AND MODERNITY. Concept: philosophy, religion, culture. 2019;(1):214-225. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-1-9-214-225

Просмотров: 352


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)