Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМПАТИИ И ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-2-10-135-143

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы о взаимосвязи процесса обучения студентов-иностранцев в вузе с процессом воспитания и деятельности преподавателя, направленные на формирование квалифицированного специалиста (дипломата, юриста, экономиста, политолога и др.). Автор отмечает особую важность формирования эмпатии у студентов, подчёркивая, что разобщённость людей, потеря прежних идеалов, неумение общаться вне виртуальной среды, равнодушие студентов друг к другу и к проблемам, окружающим их, в эпоху всеобщей цифровизации, компьютеризации, роботизации часто оказывают влияние и на учебный процесс. Обращая эмпатию к студентам, воспитывая чувство эмпатии у них, преподаватель иностранного языка (и русского в том числе) способствует приобретению внутренней стабильности личности, помогает овладеть не только умениями и навыками изучаемого языка, но и понимать и использовать в собственной речи те фоновые знания, которые используются в процессе коммуникации членами общества.

В статье приводятся практические примеры методических приёмов в тех заданиях, которые применяют преподаватели кафедры русского языка МГИМО на занятиях с иностранными студентами, исследуя проблему развития эмпатических способностей у учащихся. Эти задания способствуют расширению познавательнокогнитивной сферы студентов, анализу и использованию эмоциональночувственного опыта человека. Обучение проведению дискуссии, участию в деловых играх дают преподавателям возможность смоделировать события, происходящие со студентом в будущей профессиональной жизни, дать новый опыт того, как он будет выражать себя и своё отношение к окружающим рядом с другими людьми. Участие в театральном действии также стимулирует творческий потенциал студентов, помогает учитывать эмоциональный компонент, придаёт уверенность их речевому поведению. Воспитание чувства эмпатии на примере образцов русской классической литературы, разработка упражнений, развивающих способность понимать и интерпретировать мир чувств и эмоции других людей, способствуют улучшению межличностных отношений, развивают личность студента, превращают его в творческую натуру.

Об авторе

Н. Д. Афанасьева
Московский государственный институт международных отношений (Университета) Министерства иностранных дел России
Россия

Афанасьева Нина Дмитриевна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой русского языка



Список литературы

1. Is America still an «empathetic and generous giant»? [Электронный ресурс] // URL: https://msu-today.msu.edu/news/2016/is-america-still-an-empathetic-and-generous-giant/?utm_campaign=media-pitch&utm_medium=email/ (дата обращения 11.03.2019).

2. Konsten att kanna med andra [Электронный ресурс] // URL: https://ki.se/forskning/konsten-att-kan-na-med-andra (дата обращения 18.06.2018).

3. Афанасьева Н.Д. «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?» Концепт: философия, религия, культура. 2017. № 1. С. 87-93.

4. Байков А.А. «Золотой стандарт» подготовки международника и эффективность внешней политики. Вестник МГИМО Университета. 2016. № 1 (46). С. 70-83.

5. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Вопросыпсихологии. 1975. № 2. С. 147-157.

6. Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык. журнал практической психологии и психоанализа. Пер. О. Исаковой, М. Глущенко. 2000. № 1.

7. Какие шутки Сергея Лаврова вошли в историю российской дипломатии [Электронный ресурс] // http://tass.ru/politika/4946104 URL: http://tass.ru/politika/4946104 (дата обращения 11.03.2019).

8. Кропоткин П.А. Этика. Пб.-М. 1922. Т. 1. С. 207.

9. Липпс Т. Пути психологии. В кн.: Липпс Т. Фундаментальная психология у истоков неклассической. М.: КомКнига. 2007. С.116-145.

10. Московская международная модель ООН имени Виталия Чуркина. Первый комитет Генеральной Ассамблеи. [Электронный ресурс] // URL: http://modelun.ru/ru/1ga/ (дата обращения 12.06.2018).

11. Роджерс К. Эмпатия. В кн.: К. Роджерс К. Психология мотивации и эмоций. - М.: ЧеРо. 2002. С. 428-430.

12. Силантьева М.В. Проблема «культурных границ» в современном мире: ценностный аспект. Вестник МГИМО университета. 2014. № 2 (35). С. 237.

13. Сковородина И.С. Судьба учебника. Ч. 1. М.: ИД Университетская книга, 2016. №10 (декабрь). С. 38-44.

14. Сопереживающие штаты Америки [Электронный ресурс] // URL: https://www.gazeta.ru/science/2016/10/18_a_10257503.shtml#page1 (дата обращения 20.06.2018).

15. Торкунов А.В. Создание университетов мирового уровня: новые тенденции в российском высшем образовании. Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 2. С. 7-11.

16. Шестопал А.В., Силантьева М.В. «Мягкая сила» культурных модуляторов современных модернизационных процессов. Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 6. С. 168-171.


Рецензия

Для цитирования:


Афанасьева Н.Д. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМПАТИИ И ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ. Концепт: философия, религия, культура. 2019;(2):135-143. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-2-10-135-143

For citation:


Afanasieva N.D. INTERRALATION OF EMPATHY AND TEACHING STUDENTS AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. Concept: philosophy, religion, culture. 2019;(2):135-143. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-2-10-135-143

Просмотров: 348


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)