Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

КОНЦЕПТ ПРАЗДНИКА И ПЕРФОРМАНСА У НАРОДОВ ЕВРОПЫ

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-2-10-151-159

Полный текст:

Аннотация

Концепт праздника уходит своими корнями в глубины истории. Значение праздника для простых людей заключалось в прерывании череды дней, наполненных монотонным трудом и заботами и получении обоснованного повода для смены занятий, отдыха и веселья. Широко отмечались, прежде всего, аграрные сезонные праздники, даты, связанные с религиозными событиями, а также события национального значения, военные победы, радостные семейные события. Во всех праздничных действах присутствовали элементы перформанса: особые наряды участников, ритуалы и представления, носящие массовый характер.

У народов Европы исчисление времени было тесно связано с периодически проводимыми сезонными праздниками, носящими местный характер. Самыми древними празднествами являлись те, что были связаны с природой и сельскохозяйственными работами. Так, всегда отмечались наступление весны, сенокос, сбор урожая как основные вехи в жизни неразрывно связанных с природой людей. Затем, под влиянием церкви появились религиозные праздники, связанные с именами святых и отмечаемые более аскетично в бытовом плане, но несущие больший эмоциональный заряд в плане психической энергии толпы. Нередко они сопровождались массовой экзальтацией, ожиданием чуда, сакрального события.

Понятие празднования в сознании народа переплеталось с проведением определённого действа, представления или зрелища, вызывающего душевный подъём. Перформанс различных типов, от самых примитивных народных театральных и цирковых представлений на рыночных площадях в средние века до высокотехнологичных массовых зрелищ наших дней, является непременным атрибутом праздничной атмосферы, выполняя важнейшую функцию консолидации всех зрителей и участников в едином эмоциональном настрое.

Об авторе

И. М. Шепелева
МГИМО МИД
Россия

Шепелева Ирина Михайловна - кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка №2.

Москва



Список литературы

1. Аниконова Т.Г. Театрализованное представление как зрелищная составляющая праздника // Наука. Искусство. Культура. 2015. №4(8). С. 5-14.

2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. 543 с.

3. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: (опыт историко-этнографического исследования). М.: лабиринт, 2004. 174 с.

4. Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. Энциклопедия. СПб.: Азбука-классика, 2003. 560 с.

5. Шемякин Я.Г. Праздник как историко-культурный феномен: мир идеала и реальность власти. М.: наука, 2001. 153 с.


Для цитирования:


Шепелева И.М. КОНЦЕПТ ПРАЗДНИКА И ПЕРФОРМАНСА У НАРОДОВ ЕВРОПЫ. Концепт: философия, религия, культура. 2019;(2):151-159. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-2-10-151-159

For citation:


Shepeleva I.M. CONCEPT OF HOLIDAY AND PERFORMANCE WITH PEOPLES OF EUROPE. Concept: philosophy, religion, culture. 2019;(2):151-159. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2019-2-10-151-159

Просмотров: 97


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)