Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Учение Спинозы об аффектах в культурно-исторической психологии

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-2-22-7-19

Полный текст:

Аннотация

Спиноза рассматривал душевную жизнь как деятельную игру аффектов, а человеческую свободу связывал с укрощением страстей при помощи понятий разума. Вслед за ним Л.С. Выготский трактует аффект как «альфу и омегу» психологического развития. Ключевая тема последних рукописей Выготского — та же, что и в «Этике» Спинозы: путь человека к свободе через разумное овладение своими аффектами. Свободу Выготский определял как «аффект в понятии»; в последние годы жизни он исследовал процессы синтеза эмоциональных и интеллектуальных форм в развитии психики ребенка. Вслед за Спинозой Выготский определял аффект как «динамогенное» состояние тела, увеличивающее или уменьшающее его способность к действию; таким образом, аффект выступает как внутренняя движущая сила поведения всех живых существ. Психология, в спинозистском её понимании, есть наука о производстве аффектов в процессе предметной деятельности и обмене аффектами в процессе общения живых существ. Выготский не успел осуществить свой проект «новой психологии человека», а его наследники отказались или не сумели продолжить эту работу. А.Н. Леонтьев, ближайший ученик и соратник Выготского, осудил его «поворот к Спинозе» и вернулся к феноменологической трактовке аффекта как «формы переживания деятельности». Как следствие, поставленная Выготским проблема взаимосвязи аффекта и интеллекта оказалась неразрешимой. Примыкавший к школе Выготского философ Э.В. Ильенков связал начало психической деятельности с формированием образов внешнего мира, утеряв из виду аффекты и, тем самым, проблему свободы, как её понимал Спиноза. Возобновление проекта «вершинной психологии» Выготского и исследование эволюции психики на основе понятия свободы как активного овладения своими аффектами и отношениями общения — таковы две точки роста культурно-исторической психологии.

Об авторе

А. Д. Майданский
Белгородский государственный национальный исследовательский университет; Институт философии РАН
Россия

Андрей Дмитриевич Майданский — доктор философских наук, профессор кафедры философии; ассоциированный научный сотрудник

308015, г. Белгород, ул. Победы, 85

109240, г. Москва, Гончарная ул., д.12, стр. 1



Список литературы

1. Выготский Л.С. Записные книжки Л.С. Выготского: Избранное. — Москва: Канон+, 2018. — 608 с.

2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. — Москва: Педагогика, 1983. — С. 5–337.

3. Выготский Л.С. Младенческий возраст // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. — Москва: Педагогика, 1984a. — С. 269–317.

4. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. — Москва: Педагогика, 1982. — С. 5–361.

5. Выготский Л.С. Педология подростка // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. — Москва: Педагогика, 1984b. — С. 5–242.

6. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. — Москва: Педагогика, 1984c. — С. 91–328.

7. Гальперин П.Я. Выступление на дискуссии о проблемах деятельности // Деятельность. Сознание. Личность. — Москва: Смысл; Академия, 2004. — С. 324–335.

8. Ильенков Э.В. Психология (публикация А.Г. Новохатько) // Вопросы философии. — 2009. — No 6. — С. 92–105.

9. Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности: Ранние работы. — Москва: Смысл, 2003. — 439 с.

10. Леонтьев А.Н. К критике теории Л.С. [Выготского] // Философия психологии. — Москва: МГУ, 1994. — С. 38–42.

11. Леонтьев А.Н. Устная автобиография А.Н. Леонтьева // Алексей Николаевич Леонтьев. Деятельность, сознание, личность. — Москва: Смысл, 2005. — С. 367–385.

12. Лурия А.Р. Природа человеческих конфликтов: Объективное изучение дезорганизации поведения человека. — Москва: COGITO centre, 2002. — 525 с.

13. Майданский А.Д. Выготский — Спиноза: диалог сквозь столетия // Вопросы философии. — 2008. — No 10. — С. 116–127.

14. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство // Сочинения: в 50 т. Т. 2. — Москва: Госполитиздат, 1955. — С. 3–230.

15. Соколова Е.Е. Как А.Н. Леонтьев оживил спинозизм в марксистской психологии, или О неявном философском основании теории деятельности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2019. — Т. 16, No 4. — С. 654–673. — https://doi.org/10.17323/1813-8918-2019-4-654-673

16. Спиноза Б. Этика. — Санкт-Петербург: Аста-пресс, 1993. — 247 с.

17. Сурмава А.В. Ильенков и революция в психологии // Логос. — 2009. — No 1. — С. 112–132.

18. Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский: в поисках новой психологии. — Санкт-Петербург: Международный фонд истории науки, 1993. — 301 с.

19. Luria A.R. The Nature of Human Conflicts, or Emotion, Conflict and Will: an Objective Study of Disorganisation and Control of Human Behaviour. — New York: Liveright, 1932. — VII, 431 p.


Рецензия

Для цитирования:


Майданский А.Д. Учение Спинозы об аффектах в культурно-исторической психологии. Концепт: философия, религия, культура. 2022;6(2):7-19. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-2-22-7-19

For citation:


Maidansky A.D. Spinoza’s Doctrine of Affect in Cultural-Historical Psychology. Concept: philosophy, religion, culture. 2022;6(2):7-19. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-2-22-7-19

Просмотров: 272


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)