Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Антиномичное понимание секулярного в трудах Г . Флоровского

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-2-22-71-85

Полный текст:

Аннотация

Статья анализирует подход Георгия Васильевича Флоровского к проблеме «секулярного» («мирского», «земного», «имманентного»). Г.В. Флоровский негативно оценивал секулярные тенденции в христианском мире как ведущие к культурным кризисам. Он предлагал искать их происхождение в природе христианской Церкви, которая является антиномичной (богочеловеческой, одновременно земной и небесной). Истоки секулярной культуры философ выводил из средневековых попыток нарушить эту антиномию, построив рай на земле: в Византии (подчинение Церкви императору), в латинском мире (присвоение светской власти папой), в европейской мысли после Реформации (через стирание границы между богословием и дехристианизированной философией), в поздней русской религиозной философии (попытки сформулировать идею христианского государства). Опираясь на концепцию богочеловеческой антиномии Церкви, Флоровский настаивал на том, что Церковь не должна пытаться стирать границу между религиозным и секулярным/мирским и стремиться влиять на мирскую политику. При этом Церковь исходит из того, что культура изначально религиозна, богословски обусловлена. Также Г.В. Флоровский призывал отказаться от воцерковления политики и по умолчанию исходить из универсальности христианства (религии). Флоровский использовал двойственный, антиномичный подход, в котором секулярный дискурс — это религиозный дискурс, который стремится к светской власти (природа которой подробно Флоровским не разбирается) и перестаёт вследствие этого быть религиозным, создаёт секулярную культуру, угрожающую самому христианству. Чтобы преодолеть эту секулярную культуру, христианство должно отказаться от прямого политического воздействия на неё. Такой подход избегает ограниченности просвещенческого религиозного-светского дуализма, позволяет церковной мысли не обострять отношения с секулярной политикой, но испытывает сложности в различении причин и следствий секулярного дискурса. В завершении статьи приводятся гипотетические направления развития подхода, восходящего к идеям Г.В. Флоровского.

Об авторе

В. А. Щипков
МГИМО МИД России
Россия

Василий Александрович Щипков — кандидат философских наук, доцент кафедры международной журналистики

119454, Москва, проспект Вернадского, 76



Список литературы

1. Бейкер М. Избранная библиография работ о жизни и творчестве Г.В. Флоровского // Георгий Васильевич Флоровский. — Москва: РОССПЭН, 2015. — с. 459-505.

2. Блейн Э. Жизнеописание отца Георгия // Георгий Флоровский: священнослужитель, богослов, философ. — Москва: Прогресс, 1995. — С. 7-240.

3. Гаврилюк П. Георгий Флоровский и религиозно-философский ренессанс. — Киев: ДУХ Ι ΛΙΤΕΡΑ, 2017. — 536 с.

4. Георгий Васильевич Флоровский / А.В. Черняев, М. Байссвенгер, О.Т. Ермишин и др. — Москва: РОССПЭН, 2015. — 517 с.

5. Георгий Флоровский: священнослужитель, богослов, философ / Общ. Ред. Ю. П. Сенокосова. — Москва: Прогресс, 1995. — 416 c.

6. Климов А.Е. Г.В. Флоровский и С.Н. Булгаков: История взаимоотношений в свете споров о софиологии // С. Н. Булгаков. Религиозно-философский путь. — Москва: Русский путь, 2003. — С. 86-114.

7. Климов А.Е. Четырнадцатитомное собрание сочинений протоиерея Георгия Флоровского: критические замечания // Вопросы богословия. — 2020. — No 1. — С. 115-133. https://doi.org/10.31802/26587491-2020-1-3-115-133

8. Климов А.Е., Ермишин О.Т Письма Г.В. Флоровского А.Е. Климову (1966–1975) // Ежегодник Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына. — 2016. — No 6. — С. 581-608.

9. Ларше Ж.-К. «Последуя святым отцам...»: Жизнь и труды протоиерея Георгия Флоровского. — Москва: Паломник, 2022. — 188 с.

10. Ларше Ж.-К. Лицо и природа. Православная критика персоналистских теорий Христоса Яннараса и Иоанна Зизиуласа. — Москва: Паломник, 2021. — 288 с.

11. Маслин М.А. Историко-философское наследие Г.В. Флоровского и его значение для духовной культуры России // Георгий Васильевич Флоровский. — Москва: РОССПЭН, 2015. — С. 358-380.

12. Посадский А.В., Посадский С.В. Историко-культурный путь России в контексте философии

13. Г. В. Флоровского. — Санкт-Петербург: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2004. — 379 с.

14. Уильямс Дж. Непатристический синтез Георгия Флоровского // Георгий Флоровский: священнослужитель, богослов, философ. – Москва: Прогресс, 1995. — С. 307-366.

15. Флоровский Г.В. Восточные Отцы IV века: Из чтений в Православном богословском институте в Париже. — Париж, 1931. — 239 c.

16. Флоровский Г.В. Два Завѣта // Россiя и латинство. — Берлинъ, 1923. — C. 152–176.

17. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. — Москва: Институт русской цивилизации, 2009. — 848 с.

18. Флоровский Г.В. Спор о немецком идеализме // Путь. — 1930. — No 25. — С. 51–80.

19. Черняев А.В. Г.В. Флоровский как философ и историк русской мысли. — Москва: ИФ РАН, 2010. — 199 с.

20. Florovsky G. As the Truth is in Jesus Jesus (Ephesians 4: 21) [The Lost Scriptural Mind] // The Christian Century. — 1951. — Vol. 68, No 51. — P. 1457–1459.

21. Florovsky G. Collected Works: in 14 vol. — Vaduz: Büchervertriebsanstalt, 1972–1989.

22. Florovsky G. Faith and Culture // Christianity and Culture. Belmont: Nordland Publishing Company, 1974. P. 9–30.

23. Florovsky G. Social Problem in the Eastern Orthodox Church // The Journal of Religious Thought. — 1950-1951. — Vol. 8, No 1. — P. 41–51.

24. Florovsky G. The Church: Her Nature and Task // The universal Church in God’s design: an ecumenical study. — London: SCM Press, 1948. — P. 42–58.

25. The Routledge Handbook of Postsecularity / ed. Beaumont J. — New York: Routledge, 2018. — 470 p. https://doi.org/10.4324/9781315307831


Рецензия

Для цитирования:


Щипков В.А. Антиномичное понимание секулярного в трудах Г . Флоровского. Концепт: философия, религия, культура. 2022;6(2):71-85. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-2-22-71-85

For citation:


Shchipkov V.A. Antinomic Understanding of the Secular in Georges Florovsky’s Works. Concept: philosophy, religion, culture. 2022;6(2):71-85. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-2-22-71-85

Просмотров: 225


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)