Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Современная имагология: значение и перспективы развития

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-2-22-86-101

Полный текст:

Аннотация

В связи с активизацией национализма и «политики идентичности» всё более актуальными становятся имагологические исследования, изучающие установки, стереотипы и предубеждения, сформированные в рамках той или иной культуры по отношению к иным культурам. В данном контексте изучаются отношения, которые управляют риторикой, дискурсивной репрезентацией, литературной деятельностью и, возможно, межкультурными отношениями в целом. В настоящее время имагология интенсивно развивается прежде всего в литературоведении, а также других гуманитарных науках (включая политологию и философию), что также обусловливает актуальность данного исследования. Цель обзора — проследить развитие подходов к имагологии на материале научных публикаций последних 10 лет, причём особое внимание уделялось немецкоязычным работам. Объектом исследования являются теоретические и практические подходы к пониманию научного значения и перспектив имагологии; предметом исследования — динамика развития данной дисциплины. Выбор источников производился по ключевому слову «imagology»/«имагология» на следующих ресурсах: Scopus, Cyberleninka, а также Imagologica.eu — сайте, посвящённом имагологическим исследованиям. Проведённый анализ современных российских и зарубежных публикаций по имагологической тематике показал, что современная среда открыта для изучения дискурсивно сконструированной природы многих социальных и культурных ценностей. Комбинируя различные подходы контекстуального анализа (социально-исторический, этнопсихологический и культурно-политический), имагологический метод становится эффективным и универсальным. Новые перспективы имагологии, представленные в современных публикациях, свидетельствуют о её непрерывном развитии, обусловленном историческими, политическими и культурными реалиями, а также об особой роли в мире современной «политики идентичности». Имагология берёт на себя важную миссию по деконструкции националистических рассуждений и стереотипов, способствуя таким образом лучшему взаимопониманию между народами.

Об авторе

М. Д. Бахарева
МГИМО МИД России
Россия

Марина Дмитриевна Бахарева — аспирант кафедры философии

119454, Москва, проспект Вернадского, 76



Список литературы

1. Жданов С.С. Границы Германии и Германия как граница: образы лиминального пространства в русской литературе конца XVIII начала XX в // Имагология и компаративистика. — 2020. — No 14. — С. 186-209. https://doi.org/10.17223/24099554/14/9

2. Иванова А.Д. О понятийном аппарате современной имагологии // Вестник Вятского государственного университета. — 2016. — No 11. — С. 74-78.

3. Камалова С.Д. Специфика понятийного аппарата имагологии // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2018. — No 10-1. — С. 26-29. https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-10-1.5

4. Поляков О.Ю. Й. Леерссен о репрезентации национальных образов в системе культуры // Знание. Понимание. Умение. — 2015. — No 3. — С. 162-168. https://doi.org/10.17805/zpu.2015.3.13

5. Поляков О.Ю. Становление и развитие категориального аппарата имагологии // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. — 2014. — No 9. — С. 125-134.

6. Полякова О.А. Истоки отечественной имагологии // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2016. — No 7. — С. 156-163.

7. Поршнева А.С. Бавария Лиона Фейхтвангера: региональная идентичность в романе "Успех" // Имагология и компаративистика. — 2020. — No 13. — С. 141-172. https://doi.org/10.17223/24099554/13/9

8. Рябчикова Е.Е. Имагология как раздел литературоведческой компаративистики // Слово.ру: балтийский акцент. — 2018. — Т. 9, No 2. — С. 52-59. https://doi.org/10.5922/2225-5346-2018-2-4

9. Трыков В.П. Имагология и имагопоэтика // Знание. Понимание. Умение. — 2015. — No 3. — С. 120129. https://doi.org/10.17805/zpu.2015.3.10

10. Юрченко Т.Г. Имагология: вопросы теории // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7: Литературоведение. — 2020. — No 4. — С. 13-19.

11. Barkhoff J., Leerssen J. National Stereotyping, Identity Politics, European Crises. — Leiden; Boston: BRILL, 2021. — XIII, 289 p. https://doi.org/10.1163/9789004436107

12. Beller M., Leerssen J. Imagology: The cultural construction and literary representation of national characters. A critical survey. — Leiden: Brill, 2007. — 492 p. https://doi.org/10.1163/9789004358133

13. Berger S. Confronting the Other/Perceiving the Self // National Stereotyping, Identity Politics, European Crises. — Leiden; Boston: BRILL, 2021. — P. 15–30. https://doi.org/10.1163/9789004436107_003

14. Blažević Z. Global Challenge: The (Im)possibilities of Transcultural Imagology // Umjetnost riječi. — 2014. — Vol. 58, No 3–4. — P. 355–367.

15. Blažević Z. Wider Image: Imagology and the Post-poststructuralist Challenge // Imagology Profiles: The Dynamics of National Imagery in Literature. — Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2018. — P. 28–39.

16. van Doorslaer L. Stereotyping by Default in Media Transfer // National Stereotyping, Identity Politics, European Crises. — Leiden; Boston: BRILL, 2021. — P. 205–220. https://doi.org/10.1163/9789004436107_012

17. Dyserinck H. Ausgewählte Schriften zur vergleichenden Literaturwissenschaft / ed. Mehnert E. — Berlin: Frank & Timme, 2015. — 316 p.

18. Emer F.K. Die Imagologie als Arbeitsbereich der Komparatistik // International Journal of Eurasia Social Sciences. — 2012. — No 8. — P. 1–17.

19. Ewertowski T. Images of China in Polish and Serbian Travel Writings (1720-1949). — Leiden; Boston: BRILL, 2021. — X, 416 p. https://doi.org/10.1163/9789004435445

20. Giugliano M., Alsina Keith V. Seeing the image of one’s culture through the image of another: translating images of national identity // Meta. — 2019. — Vol. 64, No 3. — P. 748–775. https://doi. org/10.7202/1070538ar

21. Hu Y., Mei L. From Literary Illusions to Media Simulacra: Toward a Semiotic Imagology in the Era of Global Communication // European Review. — 2021. — Vol. 29, No 4. — P. 551–567. https://doi.org/10.1017/ S1062798720000794

22. Imagology profiles: the dynamics of national imagery in literature / ed. Laurušaitė L. — Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2018. — VI, 259 p.

23. Köhler U.K. Poetik der Nation: Englishness in der englischen Romantik. — Leiden; Boston: BRILL, 2019. — XIV, 254 p. https://doi.org/10.1163/9789004407787

24. Kõvamees A. Some Remarks on the Estonian War Novel: The Case of Enn Kippel // Imagology Profiles: The Dynamics of National Imagery in Literature. — Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2018. — P. 123–134.

25. Laurušaitė L. Imagology as Image Geology // Imagology Profiles: The Dynamics of National Imagery in Literature. — Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2018. — P. 8–27.

26. Leerssen J. Imagology: On using ethnicity to make sense of the world // Iberic@l, Revue d’études ibériques et ibéro-américaines. — 2016. — No 10. — P. 13–31.

27. Malečková J. “The Turk” in the Czech Imagination (1870s-1923). — Leiden; Boston: BRILL, 2021. — VI, 240 p. https://doi.org/10.1163/9789004440791

28. Mehnert E. Vorwort der Herausgeberin // Ausgewählte Schriften zur Vergleichenden Literaturwissenschaft. — Berlin: Frank & Timme, 2015. — P. 11–28.

29. Oral T. Multicultural Imagery in Andrei Ivanovʼs “Scandinavian Trilogy”: Narrating the Refugee Point of View // Imagology Profiles: The Dynamics of National Imagery in Literature. — Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2018. — P. 135–153.

30. Schmidt H. Das “Aachener Programm” der Komparatistik Hugo Dyserincks imagologische Version der Vergleichenden Literaturwissenschaft. — Berlin: Frank & Timme, 2018. — 280 p.

31. Schmidt H. Hugo Dyserinck: Ausgewählte Schriften zur Vergleichenden Literaturwissenschaft // Brünner Hefte zu Deutsch als Fremdsprache. — 2015. — Vol. 8, No 1. — P. 65–67.

32. Świderska M. Comparativist Imagology and the Phenomenon of Strangeness // CLCWeb: Comparative Literature and Culture. — 2013. — Vol. 15, No 7. https://doi.org/10.7771/1481-4374.2387

33. Szczypa P. Irish Stereotype in American Cinema. — Boston: BRILL, 2021. — 285 p. https://doi. org/10.1163/9789004467972

34. Uriadova A. The historical imagology: subject and object of perception // Przegląd Wschodnioeuropejski. — 2020. — Vol. 11, No 2. — P. 167–174. https://doi.org/10.31648/pw.6499

35. Voltrová M. Terminologie, Methodologie und Perspektiven der komparatistischen Imagologie. — Berlin: Frank & Timme, 2015. — 195 p.

36. Zelenka M. A Comparatist Perspective in Intercultural Research and Imagology // Porównania. — 2016. — Vol. 19. — P. 21–31. https://doi.org/10.14746/p.2016.19.10263


Рецензия

Для цитирования:


Бахарева М.Д. Современная имагология: значение и перспективы развития. Концепт: философия, религия, культура. 2022;6(2):86-101. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-2-22-86-101

For citation:


Bakhareva M.D. Modern Imagology: Significance and Development Prospects. Concept: philosophy, religion, culture. 2022;6(2):86-101. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-2-22-86-101

Просмотров: 523


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)