Эволюция понятия популярности классического музыканта: историко-культурологический анализ
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-2-22-102-118
Аннотация
Музыкальная культура — важная составляющая исторического развития культуры. В наши дни особое значение в профессиональной среде приобретают вопросы поиска музыкантами своего места в обществе, выбор ими траектории личного и одновременно профессионального развития. Одной из проблем, имеющих подобное «двойное назначение», является вопрос об эволюции понятия популярности музыкального исполнительства. Несмотря на то, что эта тема исследована достаточно широко (особенно на материале зрелищных жанров исполнительства), изысканий, объектом которых выступает исполнитель классической музыки в контексте прагматики культуры, крайне мало. Исследование значительного исторического отрезка развития европейской культуры от Древнего мира до современности обнаруживает ряд особенностей интерпретации понятия популярности в разные исторические периоды. Основным методом, использованным для установления специфики каждого из периодов, явился комплексный культурологический анализ: популярность музыканта рассматривалась с учётом социокультурного контекста, что позволило типологизировать представления о ней в контексте разных эпох. В результате проведённого исследования была прослежена эволюция отношения слушателей / публики к музыке и музыкальному исполнительству; выявлены групповые ценности, определявшие в конкретные периоды истории то, что сегодня может быть интерпретировано как популярность. Формирование популярности затрагивает как духовную, так и светскую музыку. Соответственно музыкант исполнитель классической музыки вольно или невольно решает задачу культурного просвещения публики, развития её ценностных предпочтений. Вместе с тем, он напрямую зависит от её собственных вкусов и предпочтений. Этот «парадокс популярности», трансформируясь, имел место практически во все известные эпохи истории европейской музыкальной культуры. Прямое влияние на популярность современного музыканта — исполнителя классической музыки оказывает его личная харизма (в отличие от уровня профессионализма, который оказывается в данном случае «рядом», а то и «позади» умения понравиться «своей» аудитории). Его популярность может выражаться как в восхищении и преклонении, так и в «хейтерстве».
Ключевые слова
Об авторе
К. С. БакироваРоссия
Карина Сергеевна Бакирова — концертмейстер кафедры музыкального театра
420015, г. Казань, ул. Б. Красная, 38
Список литературы
1. Адорно Т. Введение в социологию музыки // Избранное: Социология музыки. — Москва; СанктПетербург: Университетская книга, 1998. — С. 7–190.
2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — Москва: Художественная литература, 1990. — 541.
3. Белкин А.А. Русские скоморохи. — Москва: Наука, 1975. — 192 с.
4. Березин В. В. Музыканты королей Франции. — Москва: Современная музыка, 2013. — 382 с.
5. Выготский Л.С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. — Москва: Лабиринт, 1997. — 413 с.
6. Гилен П. Бормотание художественного множества. Глобальное искусство, политика и постфордизм. — Москва: Ад Маргинем Пресс, 2015. — 287 с.
7. Гоббс Т. Левиафан. — Москва: Мысль, 2001. — 478 с.
8. Горюнова И.Э. Массовые зрелища и синтезированные художественные проекты в зеркале СМИ // Обсерватория культуры. — 2009. — No 6. — С. 113–117.
9. Дебор Г. Общество спектакля. — Москва: Логос, 2000. — 183 с.
10. Живов В.М. Религиозная реформа и индивидуальное начало в русской литературе XVII века // Из истории русской культуры: в 5 т. Т.3. (XVII – начало XVIII века). — Москва: Языки русской культуры, 1996.— С. 457–482.
11. Золтаи Д. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. — Москва: Прогресс, 1977. — 371 с.
12. Лебрехт Н. Кто убил классическую музыку? История одного корпоративного преступления. — Москва: Классика–XXI, 2004. — 585 с.
13. Лилти А. Публичные фигуры: Изобретение знаменитости (1750–1850). — Санкт-Петербург: Издательство Ивана Лимбаха, 2018. — 489 с.
14. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. — Москва: Мысль, 1995. — 944 с.
15. Макиавелли Н. Государь // Государь. Размышления над первой декадой Тита Ливия. — Москва: АСТ; Минск: Харвест, 2005. — С. 5–22.
16. Матисон Д. Медиа-дискурс. Анализ медиа-текстов. — Харьков: Гуманитарный Центр, 2014. — 264 с.
17. Музалевский В. Русское фортепианное искусство: XVIII – первая половина XIX века. — Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1961. – 320 с.
18. Петрушанская Е.М. О проблемах музыки на телевидении: взгляд из XXI века // Телевидение между искусством и массмедиа. — Москва: Государственный институт искусствознания, 2015. — С. 264–301.
19. Платон Ион // Ион, Протагор и другие диалоги. — Санкт-Петербург: Наука, 2014. — С. 65-77.
20. Сапонов М.А. Менестрели: книга о музыке средневековой Европы. — Москва: Классика–XXI, 2004. — 398 с.
21. Стракович Ю.В. Цифролюция. Что случилось с музыкой в XXI веке. — Москва: Классика–XXI, 2018. — 368 с.
22. Фаминцын А.С. Скоморохи на Руси. — Москва: Форум, 2015. — 383 с.
23. Хезмондалш Д. Культурные индустрии. — Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — 453 с.
24. Хокинс Дж. Креативная экономика: как превратить идеи в деньги. — Москва: Финансовая корпорация Открытие: Классика-XXI, 2011. — 253 с.
25. Хренов Н.А. Публика в истории культуры: феномен публики в ракурсе психологии масс. — Москва: Аграф, 2007. — 495 с.
26. Хрущева Н. Метамодерн в музыке и вокруг нее. — Москва: РИПОЛ классик, 2020. — 299 с.
Рецензия
Для цитирования:
Бакирова К.С. Эволюция понятия популярности классического музыканта: историко-культурологический анализ. Концепт: философия, религия, культура. 2022;6(2):102-118. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-2-22-102-118
For citation:
Bakirova K.S. volution of the Concept of Popularity of a Classical Musician: Historical and Cultural Analysis. Concept: philosophy, religion, culture. 2022;6(2):102-118. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-2-22-102-118