Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Метамодернистские тенденции в современных оперных постановках: жанр в поисках новой выразительности

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-2-22-147-158

Полный текст:

Аннотация

Данная статья посвящена режиссёрскому театру как важному этапу в эволюции оперного жанра и одновременно неоднозначному культурному феномену. В связи с резким ростом интереса к опере в последней четверти XX в. на Западе начинает распространяться концепция «режиссёрской оперы», которая обязана своим становлением и расцветом ситуации постмодерна. В настоящее время термин «режиссёрская опера» активно используется в российском искусствоведении. В результате проведенного анализа установлено, что в работах большинства исследователей музыкального театра данная концепция ассоциируется с провокационным
характером работ и слишком спекулятивными сценическими интерпретациями опер, а также видимой вольностью в обращении с классическим наследием, ведущей к разрушению оперного канона. Одновременно с теоретическим осмыслением явления режиссёрской оперы, в результате масштабных кризисов рубежа XX и XXI вв., а также усталости от «разъедающей иронии» постмодернизма, появляется концепция метамодернизма. Согласно теоретикам метамодернизма, новая культурная парадигма ставит перед собой цель перекодировать современную культуру через искусство. Отстаивая свою социальную значимость и жизненность, оперный театр вслед за другими видами искусства меняет свою эстетику, демонстрируя тенденции, связываемые с метамодернизмом. Обозначенные тенденции, проявившиеся в период 2016–2018 гг., могут рассматриваться как проникновение метамодернистских тенденций в современный оперный театр. В качестве примеров рассмотрены постановки оперы Дж. Верди «Травиата» Р. Уилсоном и оратории А. Онеггера «Жанна Д’Арк на костре» Р. Кастеллуччи.

Об авторе

А. Н. Кириллова
МГИМО МИД России
Россия

Анна Николаевна Кириллова — аспирант кафедры философии им. А. Ф. Шишкина

119454, Москва, проспект Вернадского, 76



Список литературы

1. Аль—Хатиб И., Зайцева М.Л. Проявление метамодернистских тенденций в режиссерской интерпретации Дмитрием Черняковым оперы П. И. Чайковского "Евгений Онегин" (2006 г.) // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. — 2022. — No 1. — С. 9-15.

2. Бояринцева А.А. Оперные постановки XXI века: игры на спорной территории (контуры темы) // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2013. — T. 3. — С. 3351-3355.

3. Венкова А.В. Политики идентификации в искусстве метамодернизма // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. — 2018. — No 32. — С. 203-213. https:// doi.org/10.17223/22220836/32/20

4. Вилисов В. Нас всех тошнит. Как театр стал современным, а мы этого не заметили. — Москва: Издательство АСТ, — 2020 — 317 с.

5. Гребенюк А.А. Культурно—исторический анализ переживаний человека эпохи метамодернизма // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2019. — Т. 8, No 1. —– С. 326—330. https:// doi.org/10.26140/anip—2019—0801—0081

6. Кириллова А.Н., Беломыцев А.А. Смысловые осцилляции музыкального сопровождения античного культа как основания элементов метамодернизма в творчестве современных оперных режиссёров // Культура и искусство. — 2021. — No 8. — С. 11-19. https://doi.org/10.7256/2454—0625.2021.8.36335

7. Куклинская М.Я. Опера и "режиссерский" театр XXI века // Обсерватория культуры. — 2018. — Т. 15, No 3. — С. 272—281. https://doi.org/10.25281/2072—3156—2018—15—3—272—281

8. Леман Х.—Т. Постдраматический театр. — Москва: ABCdesign, 2013. — 311 с.

9. Метамодернизм. Историчность, аффект и глубина после постмодернизма / под ред. Р. ван ден Аккер. — Москва: РИПОЛ классик, 2021. — 444 с.

10. Павлов А.В. Образы современности в XXI веке: метамодернизм // Логос. — 2018. — Т. 28, No 6. — С. 1-19. https://doi.org/10.22394/0869—5377—2018—6—1—16

11. Сербинская В.А. Постмодернизм и метамодернизм: разграничение понятий и черты метамодернизма в современной литературе // Парадигма: философско-культурологический альманах. — 2017. — No 26. — С. 22-30.

12. Спиваковский П.Е. Метамодернизм: контуры глубины // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. — 2018. — No 4. — С. 196-211.

13. Спорышев В.П. Мир оперы: от традиций к новаторским формам // Ярославский педагогический вестник. — 2020. — No 1(112). — С. 224—230. https://doi.org/10.20323/1813— 145X—2020—1—112—224—230

14. Хрущева Н. Метамодерн в музыке и вокруг нее. — Москва: РИПОЛ классик, 2020. — 299 с.

15. Чепинога А.В. Проблема актуальности оперной драматургии // Язык. Словесность. Культура. — 2017. — Т. 7, No 3. — С. 20-30.

16. Шапинская Е.Н. Парадокс об опере — 3. Опера в эпоху "посткультуры": трансформация культурной формы или смерть жанра? // Культура культуры. — 2016. — No 2. — С. 6.

17. Vermeulen T., van den Akker R. Notes on metamodernism // Journal of Aesthetics & Culture. — 2010. — Vol. 2, No 1. — P. 5677. https://doi.org/10.3402/jac.v2i0.5677


Рецензия

Для цитирования:


Кириллова А.Н. Метамодернистские тенденции в современных оперных постановках: жанр в поисках новой выразительности. Концепт: философия, религия, культура. 2022;6(2):147-158. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-2-22-147-158

For citation:


Kirillova A.N. The Metamodern Trends in the Contemporary Opera Productions. Towards New Expressiveness. Concept: philosophy, religion, culture. 2022;6(2):147-158. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-2-22-147-158

Просмотров: 305


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)