Функциональная неграмотность как аксиологическая проблема
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-3-23-22-35
Аннотация
Актуальность темы исследования обусловлена не фактом существования в ХХI в. неграмотных людей, в том числе в называемых развитыми странах, а продолжающимся воспроизводством таких людей в каждом новом поколении «общества знания». Во Франции, одной из ведущих стран Европы и мира, в течение ряда десятилетий отмечается снижение уровня общего образования. Эта тенденция сохраняется и сегодня, несмотря на постоянные реформы системы образования, направленные, как полагают их разработчики, на облегчение и «актуализацию» учёбы. Особенно «облегчены» за последнее время программы по французскому языку, математике, истории и литературе; тем не менее, всё меньше школьников справляется с ними. Преподаватели школ и ВУЗов констатируют рост числа студентов, испытывающих трудности в чтении, а также при письменном и устном изложении своих мыслей. Официальная статистика сообщает о миллионах функционально неграмотных людей, окончивших школу. Цель данного исследования — проанализировать аксиологическую составляющую вектора современных реформ французского образования, а также его философскую рефлексию профессиональным сообществом. В качестве примера избраны книги Барбары Лёфевр и Рене Шиша, посвящённые детальному разбору сложившейся к сегодняшнему дню ситуации на примере школьного образования. В задачи статьи входили такие шаги, как 1) уточнение данных по динамике функциональной неграмотности во Франции; 2) установление аксиологических доминант, определяющих современную реформу; 3) развёрнутый анализ идей, выдвинутых в монографиях Б. Лёфевр «Поколение “Имею право”: крах нашего образования»» и Р. Шиша ««Национальное необразование». В данных кейсах предпринято философское осмысление современного школьного образования как одного из механизмов трансляции культуры, поддерживающего становление личности в процессе социализации. Обе книги отчётливо проводят мысль: политически ангажированные реформы общественного образования, сознательно или неосознанно игнорирующие необходимость рефлексии реальных аксиологических оснований, на которых они строятся, порождают перспективы новых, в том числе латентных, социальных рисков.
Об авторе
Н. В. ЛитвакРоссия
Николай Витальевич Литвак — доктор социологических наук, профессор кафедры философии им. А.Ф. Шишкина
119454, Москва, проспект Вернадского, 76
Список литературы
1. Бодрийяр Ж. Город и ненависть // Логос. — 1997. — No 9. — С. 107–116.
2. Марусенко М.А. Языковая политика Франции: исторический вектор развития // Меди@льманах. — 2020. — No 6. — С. 168–181. http://doi.org/10.30547/mediaalmanah.6.2020.168181
3. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. — М.: Научный мир, 1998. — 204 с.
4. Bayrou F. Une priorité nationale // Hommes et Migrations. — 1988. — Vol. 1117, No 1. — pp. 14–19. https://doi.org/10.3406/homig.1988.1234
5. Beck U. Risk Society: Towards a New Modernity. — London: Sage Publications, 1992. — 260 p. Bentolila A. De l’illettrisme en general et de l’ecole en particulier. — Paris: Plon, 1996. — 226 p. Baudrillard J. Pour une critique de l'économie politique du signe. — Paris: Gallimard, 1986. — 268 p. Chiche R. La désinstruction nationale. — Nice: Editions Ovadia, 2019. — 252 p.
6. Eme E., Nantes N., Delliaux Ch. Analyse cognitive et linguistique de l’illettrisme : bilan des études et implications pour la formation // L'orientation scolaire et professionnelle. — 2011. — No 40/3. https://doi.org/10.4000/osp.3516
7. Foucault M. Les mots et les choses: Une archéologie des sciences humaines. — Paris: Gallimard, 1966. — 400 p.
8. Lefebvre B. Génération «j'ai le droit»: la faillite de notre éducation. — Paris: Albin Michel, 2018. — 240 p.
9. Lyotard J.-F. La condition postmoderne: rapport sur le savoir. — Paris: Les Editions de Minuit, 1979. — 128 p.
10. Paugam S. La disqualification sociale : essai sur la nouvelle pauvreté. — Paris: Presses universitaires de France, 1991. —256 p.
Рецензия
Для цитирования:
Литвак Н.В. Функциональная неграмотность как аксиологическая проблема. Концепт: философия, религия, культура. 2022;6(3):22-35. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-3-23-22-35
For citation:
Litvak N.V. Fuctional Illiteracy as an Axiological Problem. Concept: philosophy, religion, culture. 2022;6(3):22-35. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-3-23-22-35