Темпоральная схема современного джихадизма
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-3-23-36-49
Аннотация
В статье на основе пропагандистских материалов международной террористической организации «Исламское государство»* рассматривается темпоральная схема и исторический нарратив джихадистской пропаганды. Исследования политики памяти и исторических нарративов организаций радикального исламизма практически отсутствуют, что, по всей видимости, объясняется труднодоступностью источниковой базы. Данное исследование базируется как на «официальных» материалах джихадистской пропаганды, исходящих от пропагандистских органов «Исламского государства»*, так и на корпусе источников «стихийной» пропаганды сторонников радикального исламизма. В связи с крайне различным социокультурным базисом своих сторонников, джихадистская пропаганда вынуждена оперировать не цельным нарративом, а скорее набором сюжетов, выстраивая дискретное повествование о прошлом. Данные сюжеты соответствуют предложенной Э. Смитом схеме этнического мифа. Несмотря на то, что современный джихадизм не является этническим сообществом в силу международного характера и универсализм вероучения, общность религиозных и, что более важно, политических представлений позволяет проводить анализ исторического нарратива радикального исламизма с точки зрения этносимволического подхода. Исследование представлений о прошлом, характерных для данной организации, осуществляется на основе выделенных Я. Ассманом типах культурной памяти. Выявляются основные исторические точки, фиксирующие временную схему данной организации; анализируются и некоторые устойчивые представления о прошлом исламской цивилизации, характерные для джихадистской пропаганды. Особый интерес представляет мифологема многовекового глобального заговора против мусульманской уммы, которая во многом является узловой концепцией джихадистского нарратива, а также эсхатологические представления джихадистской пропаганды.
Об авторе
А. Р. СулейменовРоссия
Андрей Русланович Сулейменов — преподаватель кафедры восточных языков и лингвокультурологии Института международных отношений и мировой истории
603950, г. Нижний Новгород, пр-т Гагарина, д.23
Список литературы
1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма. — Москва: Кучково поле, 2016. — 416 c.
2. Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и полит. идентичность в высоких культурах древности. — Москва: Яз. слав. культуры, 2004. — 363 с.
3. Горюшина Е.М. Непримиримые нарративы "о другом": изучение памяти о вооруженном конфликте в Чечне // Ideology and Politics Journal. — 2020. — No 2. — С. 279-302. https://doi.org/10.36169/22276068.2020.01.00022
4. Горюшина Е.М. Эхо непреодолимых последствий событий в Чечне 1994-1996 гг. и 1999-2000 гг.: конфликт и нивелирование памяти // Новое прошлое. — 2018. — No 2. — С. 146-166. https://doi.org/10.23683/2500-3224-2018-2-146-166
5. Добаев И.П. Северный Кавказ: процесс «растекания джихада» // Россия и мусульманский мир. — 2009. — No9. С. — 50-61.
6. Звягельская И.Д., Кузнецов В.А. Государство на Ближнем Востоке будущее началось вчера // Международные процессы. — 2017. — Т. 15, No 4. — С. 6-19. https://doi.org/10.17994/IT.2017.15.4.51.1
7. История и память: историческая культура Европы до начала Нового времени / под ред. Л. П. Репиной. — Москва: Кругъ, 2006. — 763 с.
8. Кризисы переломных эпох в исторической памяти / под ред. Л.П. Репиной. — Москва: Институт всеобщей истории РАН, 2012. — 336 с.
9. Кузнецов В.А. Написать мир: структуризация прошлого в ранней арабо-мусульманской историографии // Диалог со временем. — 2007. — No 21. — С. 52-85.
10. Политика памяти в современной России и странах Восточной Европы. Акторы, институты, нарративы / Под ред. А.И. Миллера, Д.В. Ефременко. — Санкт-Петербург: Европейский университет в СанктПетербурге, 2020. — 632 с.
11. Прилуцкий А.М. Семиотическое пространство конспирологического нарратива и мифа // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2016. — Т. 17, No 3. — С. 264-270.
12. Репина Л.П. Память и знание о прошлом в структуре идентичности мифа // Диалог со временем. — 2007. — No 21. — С. 5-21.
13. Румянцева М.Ф. «Места памяти» в структуре национально-исторического мифа // Диалог со временем. — 2007. — No 21. — С. 106-118
14. Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте: Этнография чеченской войны. — Москва: Наука, 2001. — 552 с.
15. Урушадзе А.Т. А. П. Ермолов в мемориальном пространстве Юга России: конфликты исторических интерпретаций // Символические аспекты политики памяти в современной России и Восточной Европе. — Санкт-Петербург: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2021. — С. 164-176.
16. Урушадзе А.Т. Память полураспада: Кавказская война в этнических коммеморациях и большом нарративе // Политика памяти в современной России и странах Восточной Европы. Акторы, институты, нарративы. — Санкт-Петербург: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2020. — С. 250-278.
17. Sachs J. Winning the Story Wars: Why Those Who Tell (and Live) the Best Stories Will Rule the Future. — Boston: Harvard Business Press, 2012. — 276 p.
18. Smith A.D. Myths and Memories of the Nation. — Oxford: Oxford University Press, 1999. — 288 p.
Рецензия
Для цитирования:
Сулейменов А.Р. Темпоральная схема современного джихадизма. Концепт: философия, религия, культура. 2022;6(3):36-49. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-3-23-36-49
For citation:
Suleimenov A.R. Temporary Scheme of Modern Jihadism. Concept: philosophy, religion, culture. 2022;6(3):36-49. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-3-23-36-49