Восприятие инноваций педагогами начального образования: кейс-стади билингвальные классы в Москве и области
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-3-23-126-140
Аннотация
В статье на примере конкретной образовательной практики открытия билингвальных классов в начальной школе рассмотрено соотношение таких форм культурной динамики, как традиции и инновации. Обзор научных публикаций, вышедших за 2020 и 2021 гг., показал, что исследовательский интерес к этой теме наиболее характерен для русскоязычных и испаноязычных авторов, что позволяет при анализе соответствующей проблематики учесть международный (преимущественно испанский) опыт. Как известно, смысл билингвального обучения состоит в двуязычной подаче образовательного материала при разнообразии структуры сочетания собственно языкового материала (официальный и миноритарный языки; официальный язык и язык мигрантов; официальный и иностранный). В ходе исследования подтвердилась гипотеза, согласно которой для продвижения проекта открытия билингвальных классов в Москве и области наиболее перспективную группу составляют преподаватели начального звена обучения. В начальных классах школы действует система, где за преподавание большинства дисциплин отвечает один преподаватель. Это позволяет внедрять проект поэтапно, без задействования большого количества педагогических кадров. Педагог, ведущий уроки в билингвальном классе, имея высокую степень методической свободы, что требует от него определённых личностных и профессиональных качеств. Результаты проведённого нами интервьюирования показали, что со стороны педагогов существует запрос на продвижение указанного проекта. Педагоги начальной школы региона достаточно мотивированы осваивать новшества, включая изучаемое, обращаясь при этом за помощью к специалистамконсультантам.
Об авторах
А. А. КоролеваРоссия
Алина Алексеевна Королева — кандидат культурологии, доцент кафедры философии
119454, Москва, проспект Вернадского, 76
А. Н. Никифорова
Россия
Анастасия Николаевна Никифорова — магистр педагогики, преподаватель кафедры испанского языка
119454, Москва, проспект Вернадского, 76
Л. Д. Новикова
Россия
Лия Дмитриевна Новикова — магистрант лингвистического факультета
129226, Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4 стр. 1
Список литературы
1. Богус М.Б., Джандар Б.М. Интеллектуальное развитие обучающихся-билингвов младшего школьного возраста // Инновационное развитие науки и образования. — Пенза: Наука и Просвещение, 2020. — С. 16–25.
2. Ван-Чан-жоу А.А., Руженцева Н.Б. Методика преподавания рки в обучении школьному курсу русской грамматики для тюркоязычных учащихся // Педагогическое образование в России. — 2021. — No 6. — С. 91–100. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_06_10
3. Гранцева Е.О. Право на образование: от Кадисской конституции к Конституции 1931 г. // Электронный научно-образовательный журнал «История». — 2016. — T. 7, No 8. — URL: https://history.jes.su/s207987840001631-3-1/
4. Гранцева Е.О. Франкистский режим и институт образования // Латиноамериканский исторический альманах. — 2020. — No 28. — С. 256–266.
5. Егорычев А. М. Образование в информационную эпоху: традиции, инновации, приоритеты // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. — 2021. — Т. 15. — С. 120–130.
6. Елизарова А.А. Анализ методов обучения языку в билингвальных классах разных стран // Обучение языкам в полиэтнической среде региона. — Москва: Русайнс, 2021. — С. 67–74.
7. Железнякова Е.А. Содержание корректировочного курса по русскому языку как неродному в начальной школе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. — 2021. — No 3. — С. 55–67. https://doi.org/10.52070/25003488_2021_3_840_55
8. Зверев К.А. Политика Латвии в отношении образования на русском языке // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. — 2021. — No 3. — С. 134–146. https://doi.org/10.28995/2073-6339-2021-3-134-146
9. Клинг В.И., Сурдина Е.В. Билингвальное обучение: проблемы и перспективы // Мир науки, культуры, образования. — 2019. — No 5. — С. 142–144. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2019-00057
10. Кокин Д.И., Лозовская К.Б., Пургина Е.С. Ориентиры развития образовательных систем в странах БРИКС: самопонимание и самопрезентация китайских и российских университетов // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. — 2020. — Т. 4, No 4. — С. 375–384. https://doi.org/10.35634/2587-9030-2020-4-4-375-384
11. Лушникова Е.И., Нехаева А.В., Халяпина Л.П. Билингвальное обучение учащихся профильных классов с применением инструментов онлайн-урока // Политехническая весна. Гуманитарные науки. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2021. — С. 315–320.
12. Мкртчян А.К., Сергеева Б.В. Направление и содержание работы с билингвами в начальной школе // Модернизация современной начальной школы в аспекте национального проекта "Образование" — Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2021. — С. 44–50.
13. Морозова Л.Б., Малышева С.В. Нововведения как фактор, влияющий на эмоциональное состояние педагогов общеобразовательных школ // Вестник Мининского университета. — 2016. — No2. — С. 33–39.
14. Николаева Е.А., Панченко Е.Ю. Использование принципов билингвизма в изучении иностранных языков // Актуальные проблемы общей теории языка, перевода, межкультурной коммуникации и методики преподавания иностранных языков. — Москва: ИП Афанасьев В.С., 2019. — С. 135–141.
15. Новикова Л.Д. Инновационные процессы в образовании и восприятие нового педагогами // Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты. — Пенза: Наука и Просвещение, 2021. — С. 8–12.
16. Перевощикова Е.Н., Фадеева М.Н. Методические основы реализации билингвального обучения математике на внеучебных занятиях // Наука и школа. — 2020. — No 2. — С. 176–181. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2020-2-176-181
17. Поваляева Г.А. Формирование профессиональной готовности будущих учителей к работе с детьми-илингвами // Потенциал историко-образовательного знания в психолого-педагогической подготовке будущего учителя. — Москва: Московский педагогический государственный университет, 2021. — С. 310–315.
18. Созаев А.Б., Созаева А.А., Бориева М.К. Проблемы двуязычного (билингвального) обучения в школах Кабардино-Балкарии // Международный научный журнал. — 2021. — No 1. — С. 123–133. https://doi.org/10.34286/1995-4638-2021-76-1-123-133
19. Ханипова Р.Р. Поликультурное образование в США: теория и практика // Казанский лингвистический журнал. — 2020. — Т. 3. — No 4. — С. 433–444. https://doi.org/10.26907/2658-3321.2020.3.4.433-444
20. Amilburu M.G. Conexiones en red con otros tiempos, espacios y generaciones. roger scruton, tradiciones y educación // Teoria de la Educacion. 2021. Vol. 33, No 1. P. 35–49. https://doi.org/10.14201/teri.23463
21. Cummins J. Rethinking the Education of Multilingual Learners. — Bristol: Multilingual Matters, 2021. — 417 p. https://doi.org/10.21832/CUMMIN3580
22. Educational impact evaluation of professional development of in-service teachers: The case of the dialogic pedagogical gatherings at valencia “on giants’ shoulders” / E. Roca-Campos, A.I.Renta-Davids, F. Marhuenda-Fluixá, R. Flecha // Sustainability (Switzerland). 2021. Vol. 13, No 8. 4275. https://doi.org/10.3390/su13084275
23. González-Monfort N. La educación patrimonial, una cuestión de futuro. Reflexiones sobre el valor del patrimonio para seguir avanzando hacia una ciudadanía crítica // El Futuro del Pasado. — 2019. — Vol. 10. — P. 123–144. https://doi.org/10.14516/fdp.2019.010.001.004
24. Griaznova O.S., Magun V.S. The basic values of Russian and European schoolteachers // Russian Education and Society. – 2013. – Vol. 55, No 2. – P. 40-66. https://doi.org/10.2753/RES1060-9393550202
25. Karem R.W., Washington K.N. The Cultural and Diagnostic Appropriateness of Standardized Assessments for Dual Language Learners: A Focus on Jamaican Preschoolers // Language, Speech, and Hearing Services in Schools. — 2021. — Vol. 52, No 3. — P. 807–826. https://doi.org/10.1044/2021_LSHSS-20-00106
26. Martín-Sánchez M. Two centuries of educational innovation in spain. Alternative pedagogies: Are they neo or retro? // New Educational Review. 2021. Vol. 63. P. 49–58. https://doi.org/10.15804/tner.21.63.1.04
27. Mary L., Krüger A.-B., Young A.S. Migration, Multilingualism and Education. — Bristol: Multilingual Matters, 2021. — 300 p. https://doi.org/10.21832/9781800412958
28. Oh M.H., Mancilla-Martinez J. Elementary Schoolteachers’ Bilingual Development Beliefs and English Learners’ English Reading Comprehension Achievement // The Elementary School Journal. — 2021. — Vol. 122, No 2. — P. 165–190. https://doi.org/10.1086/716899
29. Pantea M.-C. A new elite? Higher education as seen through the lens of young people working in innovative technologies // Innovation: The European Journal of Social Science Research. 2021. Vol. 34, No 3. P. 340–355. https://doi.org/10.1080/13511610.2021.1873749
30. Peters R.S. Education as Initiation // Philosophical Analysis and Education. London: Routledge, 1965. P. 57–73. https://doi.org/10.4324/9780203861530
31. Scruton R. A political philosophy: arguments for conservatism. London: Continuum, 2006. X, 214 p.
32. Shepard-Carey L. The inference-making of elementary emergent multilinguals: Access and opportunities for learning // Journal of Early Childhood Literacy. 2021. Vol. 21, No 4. P. 499–537. https://doi.org/10.1177/1468798419870597
33. Woods P., Boyle M., Hubbard N. Multicultural Children in the Early Years. — London: Routledge, 2020. — 238 p. https://doi.org/10.4324/9781003008095
Рецензия
Для цитирования:
Королева А.А., Никифорова А.Н., Новикова Л.Д. Восприятие инноваций педагогами начального образования: кейс-стади билингвальные классы в Москве и области. Концепт: философия, религия, культура. 2022;6(3):126-140. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-3-23-126-140
For citation:
Koroleva A.A., Nikiforova A.N., Novikova L.D. Perception of Innovations by Primary Education Teachers: Case Study of Bilingual Classes in Moscow and Moscow Region. Concept: philosophy, religion, culture. 2022;6(3):126-140. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-3-23-126-140