Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Бёрдслеизм в культуре Серебряного века

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-3-23-141-155

Аннотация

Статья посвящена феномену русского «бёрдслеизма», который сформировался в результате влияния творчества и личности английского художникаграфика Обри Бёрдслея на русское интеллектуальное общество рубежа XIX–XX вв. Будучи ярчайшим представителем английского эстетизма и модерна, Обри Бёрдслей стал для России проводником идей «нового искусства». На своей родине Обри Бёрдслею удалось совершить настоящую революцию в области иллюстрации и книжной графики, выделив их в самостоятельные элементы творчества и подняв искусство графики на совершенно новый, беспрецедентно высокий уровень. Не менее «революционным» было и поведение художника — Обри Бёрдслей превратил свою жизнью в искусство, самим своим обликом постулируя новаторские эстетические и философские устремления. Масштаб его личности был несомненно сопоставим с масштабом его творчества, и одно стало неотделимым от другого. Так сам образ Обри Бёрдслея стал символом эпохи модерна, неся в себе множество сложных концептов. Потому неудивительно, что сфера влияния этого мастера в России была чрезвычайно широка и всестороння — не ограничиваясь лишь областью графики, она простиралась от новых художественных методов вплоть до стиля жизни и манеры держаться. О значимости «бёрдслеизма» в русской художественной жизни рубежа эпох говорит также и его «охват» — в орбиту влияния Бёрдслея попали как самые видные деятели Серебряного века, такие как С. Дягилев, Л. Бакст, Н. Феофилактов, так и довольно забытые ныне А. Силин, А. Арапов и М. Дурнов.

Об авторе

В. Д. Рябченко-Шац
МГИМО МИД России
Россия

Валерия Дмитриевна Рябченко-Шац — преподаватель кафедры международной журналистики, аспирант кафедры мировой литературы и культуры

119454, Москва, проспект Вернадского, 76



Список литературы

1. Барбе д’Оревильи Ж. О дендизме и Джордже Браммелле. — Москва: Изд-во Независимая газ., 2000. — 205 с.

2. Белый А. Начало века. — Москва: Художественная литература, 1990a. — 686 c.

3. Белый А. Между двух революций. — Москва: Художественная литература, 1990б. — 669 c.

4. Бенуа А. Мои воспоминания: в 5 кн. Кн. 1–3. — Москва: Наука, 1980а. — 711 с.

5. Бенуа А. Мои воспоминания: в 5 кн. Кн. 4–5. — Москва: Наука, 1980б. — 743 с.

6. Бодлер Ш. Об искусстве. — Москва: Искусство, 1986. — 421 с.

7. Ботт И. Мебель Чарльза Камерона // Пинакотека. — 2004. — No 18–19. — С.18–25.

8. Виноградов С. О странном журнале, его талантливых сотрудниках и московских пирах // Воспоминания о Серебряном веке. — Москва: Республика, 1993. — С.430–440.

9. Вязова Е.С. Богема и дендизм: «штаны с бахромой» или бутоньерка в петлице? // Пинакотека. — 2004. — No 18–19. — С.63–69.

10. Вязова Е.С. Гипноз англомании. Англия и «английское» в русской культуре рубежа XIX–XX веков. — Москва: Новое литературное обозрение, 2009. — 566 с.

11. Гарэтто Э. Жизнь и смерть Нины Петровской // Минувшее: Исторический Альманах. — No 8. — Париж: Atheneum, 1989. — С. 7–139.

12. Герчук Ю.Я. Под знаком Бердсли // Пинакотека. — 2004. — No 18–19. — С.119–125.

13. Грабарь И.Э. Моя жизнь: автомонография. — Москва; Ленинград: Искусство, 1937. — 376 с.

14. Добужинский М.В. Воспоминания. — Москва: Наука, 1987. — 477 с.

15. Завьялова А. Е. Сомов и Бердсли. Любопытные совпадения. Новые факты // Русское искусство. — 2008. — No 4. — C. 94–98

16. Лебедев Д.Л. О. Бердслей и А. Рэкхем: тонкости влияния // Художественное образование и наука. — 2021. — No 1. — С. 97–107. https://doi.org/10.36871/hon.202101011

17. Маковский С. Портреты современников. — Нью-Йорк: Издательсво имени Чехова, 1955. — 413 c.

18. Перцов П.П. Литературные воспоминания. 1890–1902 гг. — Москва: Новое литературное обозрение, 2002. — 489 с.

19. Петров-Водкин К.С. Хлыновск: Пространство Эвклида: Самаркандия. — Ленинград: Искусство, 1982. — 655 с.

20. Сомов К. А. Письма. Дневники. Суждения современников. — Москва: Искусство, 1979. — 624 с.

21. Стернин Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX – начала ХХ века. — Москва: Советский художник, 1984. — 296 с.

22. Стерджис М. Обри Бердслей. — Москва: КоЛибри, 2014. — 426 с.

23. Чулков Г.И. Годы странствий. — Москва: Эллис Лак, 1999. — 861 с.

24. Щербатов С. Художник ушедшей России. — Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. — 393 с.

25. Dovzhyk S. Beardsley Men in Early Twentieth-Century Russia: Modernising Decadent Masculinity // Modernist Cultures. — 2021. —Vol. 16, No 2. — P. 191–215. https://doi.org/10.3366/mod.2021.0328


Рецензия

Для цитирования:


Рябченко-Шац В.Д. Бёрдслеизм в культуре Серебряного века. Концепт: философия, религия, культура. 2022;6(3):141-155. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-3-23-141-155

For citation:


Ryabchenko-Shats V.D. Beardsley Movement in the Russian Silver Age Culture. Concept: philosophy, religion, culture. 2022;6(3):141-155. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-3-23-141-155

Просмотров: 308


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)