Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Традиции немецкого экспрессионизма в киноискусстве второй половины ХХ – начала XXI вв.

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-3-23-156-170

Полный текст:

Аннотация

Предмет настоящего исследования — влияние традиций немецкого экспрессионизма на современное кино, в первую очередь жанра хоррор. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью изучения генезиса современных тенденций в одном из самых популярных видов искусства и его востребованных жанров в контексте истории культуры на предмет аллюзий и реминисценций, традиций и новаторства. С целью доказать, что традиции экспрессионизма явственно прослеживаются по сегодняшний день и впредь обещают быть достаточно продуктивными, а также проследить характер их присутствия в истории киноиндустрии, в русле культурологического подхода был применён преимущественно метод сравнительноисторического, историко-ситуационного анализа, а также контентный анализ киноискусства указанного периода. Научная новизна работы заключается в самой призме исследования и его объекте — рассмотрению подвергались и фильмы 2021–2022 гг. на предмет традиций экспрессионистской эстетики; кроме того, представлен несколько иной взгляд на шедевры, ставшие классикой кино ХХ в. В результате было выявлено, что в художественном мире киноискусства указанного периода сильна экспрессионистская концепция человека и мира, получили продолжение в несколько модифицированном виде приёмы немецких кинорежиссёров начала прошлого века на уровне игры света и тени, кадрирования, самой образной системы (вампиры, гомункулусы, призраки), механистичной игры актёров, зловещей атрибутики и коварства деталей. Общим знаменателем зарубежных и отечественных фильмов всех рассмотренных в статье жанров и поджанров стало использование особого музыкального оформления — музыки, которая берёт своё начало из «новой венской школы» (иными словами, музыкального экспрессионизма), что также подтверждает выдвинутую теорию.

Об авторе

Э. А. Радаева
Самарский государственный социально-педагогический университет
Россия

Элла Александровна Радаева — кандидат филологических наук, доцент кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы

443090, Самара, ул. Максима Горького, 65/67



Список литературы

1. Айснер Л. Демонический экран. — Москва: Rosebud Publishing, 2010. — 240 с.

2. Акройд П. Альфред Хичкок. — Москва: КоЛибри, 2016. — 254 с.

3. Бабич Н.Ф. Музыкальные формулы страха: эволюция звукового портрета Дракулы в мировом кинематографе // Культура и искусство. — 2019. — No 9. — С. 11–21. https://doi.org/10.7256/24540625.2019.9.30840

4. Делез Ж. Кино: Кино 1. Образ-движение. Кино 2. Образ-время. — Москва: Ад Маргинем Пресс, 2013. — 559 с.

5. Комм Д.Е. Формулы страха: Введение в историю и теорию фильма ужасов. — Санкт-Петербург: БХВ–Петербург, 2012. — 222 с.

6. Кракауэр З. От Калигари до Гитлера. Психологическая история немецкого кино. — Москва: Искусство, 1977 — 321 с.

7. Метамодернизм. Историчность, аффект и глубина после постмодернизма / под ред. Р. ван ден Аккер. — Москва: РИПОЛ классик, 2020. — 340 с.

8. Омельяненко О.В. Влияние немецкого экспрессионизма на советское документальное кино второй половины 1980-х годов: на примере фильма "Обводный канал" режиссера А. Учителя // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. — 2015a. — No 3. — С. 83-85.

9. Омельяненко О.В. Феномен одиночества на примере фильма режиссера Г. Гаврилова "Исповедь. Хроника отчуждения" в контексте развития приемов немецкого экспрессионизма // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. —2015b. — No 1.— С. 138-140.

10. Скал Д.Д. Книга ужаса: История хоррора в кино. — Санкт-Петербург: Амфора, 2009. — 318 с. Ciment M. Kubrick: The Definitive Edition. — New York: Faber and Faber, 2003. — VII, 329 p.

11. Lynch D., Rodley C. Lynch on lynch (Revised). — New York& Farrar Straus and Giroux. — XIII, 322 p.


Рецензия

Для цитирования:


Радаева Э.А. Традиции немецкого экспрессионизма в киноискусстве второй половины ХХ – начала XXI вв. Концепт: философия, религия, культура. 2022;6(3):156-170. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-3-23-156-170

For citation:


Radaeva E.A. Traditions of German Expressionism in the Cinematography of the Second Half of the 20th – Early 21st Centuries. Concept: philosophy, religion, culture. 2022;6(3):156-170. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-3-23-156-170

Просмотров: 841


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)