Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Звезда от Иакова, жезл от Израиля: образ царя Давида в священнической идеологии

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-4-24-55-66

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается особенность раскрытия темы царской власти в идеологии священников раннего иудаизма. Этот период важен для исследователей иудаизма, поскольку именно тогда закладывались основные представления о властных институтах общества, их атрибутах, функциях и особенностях. Наибольшую значимость здесь имеет институт царской власти, который трансформируется от чисто светского в сторону религиозного: царём становится священник. Данное исследование посвящено тем аспектам данных трансформаций, которым ранее не уделялось должного внимания: рефлексии авторов эпохи над образом библейского царя Давида и его месте в новом учении о власти. Помимо осмысления в рамках парадигмы светской власти, этот образ играл важную роль в становлении священнической идеологии указанного периода. Исследование сосредоточено вокруг трёх источников (1-я Маккавейская книга, книга «Премудрость Иисуса, сына Сирахова» и Дамасский Документ). Обоснован вывод, согласно которому развитие восприятия царя Давида проходило по крайней мере в нескольких направлениях. Первое не отрицало возможность возвращения царя из династии Давидидов, однако концентрировало внимание на построении нового учения о власти, в центре которого находится избранный священник. Второе направление представляло царя Давида как фигуру из прошлого, создавая новое учение о власти, где главой общества может стать только священник. Третье же направление, представленное Кумраном, радикально пересматривало пророчества о возвращении Давидидов на престол: в их представлении «царём Давидом» становилась их собственная община, претендующая на главенство в Израиле.

Об авторе

А. Ю. Сгоннова
Московский финансово-юридический университет; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Россия

Александра Юрьевна Сгоннова — аспирант кафедры философии и религиоведения Богословского факультета

115184, г. Москва, ул.Новокузнецкая. д.23, стр. 5а (Россия)



Список литературы

1. Вевюрко И.С. Септуагинта: древнегреческий текст Ветхого Завета в истории религиозной мысли. — Москва: Издательство МГУ, 2018. — 912 с.

2. Селезнев М.Г. Βασιλεύς и ἄρχων [U1] в Септуагинте: греческие эквиваленты еврейского слова "царь" и отношение к царской власти в иудаизме III в. до н. э. // Шаги / Steps. — 2017. — Т. 3, No 4. — С. 47–63.

3. Четыре Книги Маккавеев / под общ. ред. Н.В. Брагинской. — Иерусалим: Гешарим; Москва: Мосты культуры, 2014. — 630 с.

4. Шмаина-Великанова А.И. Книга Руфи как символическая повесть. — Москва: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2010. — 254 с.

5. Atkinson K. History of the Hasmonean State: Josephus and Beyond. — London: Bloomsbury Publishing, 2016. — 226 p.

6. Baumgarten J.M. Introduction to Damascus Document // Discoveries in the Judaean Desert: (4Q266273). Qumran Cave 4, XIII. The Damascus Document. Vol. 18. — Oxford: Clarendon Press, 1996. — P. 1–23.

7. Berthelot K. The Biblical Conquest of the Promised Land and the Hasmonaean Wars according to 1 and 2 Maccabees // The Books of the Maccabees: History, Theology, Ideology. — Leiden: BRILL, 2007. —

8. P. 45–60. https://doi.org/10.1163/9789047418931_005

9. Collins J.J. Messianism in the Maccabean Period // Judaisms and their Messiahs at the Turn of the Christian Era. — Cambridge: Cambridge University Press, 1988. — P. 97–110. https://doi.org/10.1017/ CBO9780511598159.006

10. Collins J.J. The Jewish Wisdom in Hellenistic Age. — Louisville: Westminster John Knox Press, 1997. — 228 p.

11. Evans C.A. Ancient Texts for New Testament Stidues: a guide to the background literature. — Massachusetts: Hendrickson Publishers, 2005. — 576 p.

12. Evans C.A. Qumran’s Messiah: how important is He? // Religion in the Dead Sea scrolls. — Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans Publ. Co., 2000. — P. 125–144.

13. Farmer W.R. Maccabees, Zealots, and Josephus: An Inquiry into Jewish Nationalism in the Greco-Roman Period. — New York: Columbia University Press, 1956. — XIV, 239 p.

14. Fernández-Marcos N. David the Adolescent: On Psalm 151 // The Old Greek Psalter: Studies in Honour of Albert Pietersma. — Sheffield: Sheffield Academic Press, 2001. — P. 205–217.

15. Fitzmyer J. The Dead Sea Scrolls and Christian Origins. — Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans Publ. Co., 2000. — 308 p.

16. Garbini J. Myth and History in the Bible. — Sheffield: Sheffield Academic Press, 2003. — 192 p.

17. Goldstein J.A. How the Authors of 1 and 2 Maccabees Treated the “Messianic” Promises // Judaisms and their Messiahs at the Turn of the Christian Era. — Cambridge: Cambridge University Press, 1988. — P. 69–96. https://doi.org/10.1017/CBO9780511598159.005

18. Grabbe L.L. An Introduction to Second Temple Judaism: History and Religion of the Jews in the Time of Nehemiah, the Maccabees, Hillel, and Jesus. — New York: Bloomsbury Academic, 2010. — 176 p.

19. Himmelfarb M. Temple And Priests In The Book Of The Watchers, The Animal Apocalypse And The Apocalypse Of Weeks // The Early Enoch Literature. — Leiden: BRILL, 2007. — P. 219–235. https://doi. org/10.1163/ej.9789004161542.i-368.72

20. Kooij A. van der. Authoritative Scriptures And Scribal Culture // Authoritative Scriptures in Ancient Judaism. — Leiden: BRILL, 2010. — P. 55–71. https://doi.org/10.1163/9789004190740_005

21. Mack B.L. Wisdom Makes a Difference: Alternatives to “Messianic” Configurations // Judaisms and their Messiahs at the Turn of the Christian Era. — Cambridge: Cambridge University Press, 1988. — P. 15–48. https://doi.org/10.1017/CBO9780511598159.003

22. Murphy R.E. Introduction to the Wisdom literature of the Old Testament. — New York: Liturgical Press, 1965. — 163 p.

23. Painter J. The quest for the Messiah: the history, literature, and theology of the Johannine community. — Nashville: Abingdon Press, 1993. — XV, 492 p.

24. The Hasmoneans and their State: A Study in History, Ideology, and the Institutions / ed. Dąbrowa E. — Kraków: Jagiellonian University Press, 2010. — 212 p.

25. Willitts J. Matthew’s Messianic Shepherd-King: In Search of “The Lost Sheep of the House of Israel.” — Berlin, New York: De Gruyter, 2007. — 284 p. https://doi.org/10.1515/9783110204162

26. Yarbro Collins A. Mark: A Commentary. — Minneapolis: Fortress Press, 2007. — XLVI, 894 p.

27. Yarbro Collins A., Collins J.J. King and Messiah as Son of God: Divine, Human, and Angelic Messianic Figures in Biblical and Related Literature. — Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans Publ. Co., 2008. — 275 p.


Рецензия

Для цитирования:


Сгоннова А.Ю. Звезда от Иакова, жезл от Израиля: образ царя Давида в священнической идеологии. Концепт: философия, религия, культура. 2022;6(4):55-66. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-4-24-55-66

For citation:


Sgonnova A.Yu. Star of Jacob, and a Sceptre of Israel: King David’s Image in Priest Ideology. Concept: philosophy, religion, culture. 2022;6(4):55-66. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-4-24-55-66

Просмотров: 201


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)