Пресса в произведениях русской литературы
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-4-24-80-93
Аннотация
Великая русская литература XIX и начала XX вв. составляет единое целое с выдающейся отечественной журналистикой того же периода. Практически все ставшие знаменитыми литераторы начинали свой творческий путь, публикуя первые произведения в журналах и даже в газетах. Впрочем, приобретая известность, они продолжали сотрудничать с периодическими изданиями, предлагая им свои шедевры. Так, Лев Толстой опубликовал в журнале «Русский вестник» романы «Война и мир» и «Анна Каренина», а в самом популярном российском журнале «Нива», рассчитанном на массового читателя, вышел его роман «Воскресение». Писатель хотел, чтобы как можно больше простых людей ознакомились с его произведением. В том же «Русском вестнике» вышли романы Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы». И.С. Тургенев напечатал в этом же журнале роман «Отцы и дети», а герои «Анны Карениной» горячо обсуждали события, о которых ранее сообщалось в газетах и журналах. Упоминание тех или иных периодических изданий, их краткая характеристика позволяли ярче показать настроения, раскрыть духовный мир читавших их литературных героев. В советское время отношение персонажей художественных произведений к тем или иным газетам и журналам создавало яркую картину того, какую роль играли средства массовой информации в общественных отношениях, какое место занимали они в политической системе страны. Наконец, благодаря тому, какие издания выписывались героями повестей и рассказов, можно было лучше разобраться в их мировоззрении, увлечениях, мечтах. Авторы данной статьи ставят перед собой задачу исследовать особенности использования упоминания о тех или иных СМИ в качестве художественной детали в литературных произведениях; выявить роль такого рода деталей в создании художественного характера, а также в воссоздании атмосферы и идеологии эпохи, рассмотреть упоминания о читаемых героями литературного произведения публикаций в прессе с точки зрения теории интертекстуальности, выявить особенности взаимодействия художественных и публицистических текстов в контексте эпохи, поставить вопрос о возможности привлечения художественных текстов в качестве источника для изучения истории СМИ.
Об авторах
Н. В. ШевцовРоссия
Никита Всеволодович Шевцов — кандидат исторических наук, заведующий кафедрой международной журналистики
119454, Москва, проспект Вернадского, 76
Е. Е. Наумова
Россия
Елена Евгеньевна Наумова — преподаватель кафедры международной журналистики
119454, Москва, проспект Вернадского, 76
Список литературы
1. Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 3: Повести. — Москва: Худож. лит., 1977. — 301 c.
2. Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 5: Мёртвые души. — Москва: Худож. лит., 1978. — 540 с.
3. Грекова И. Кафедра. Повести. — Москва: Советский писатель, 1980. — 463 c.
4. Гусева Е.В. Художественная деталь как жанрообразующий признак // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2012. — Т. 14, No 2–6. — С. 1502–1508.
5. Довлатов С.Д. Заповедник. — Ленинград: Васильевский остров, 1990. — 160 с.
6. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: в 12 т. Т. 6: Идиот: ч. 1–2. — Москва: Правда, 1982b. — 366 с. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: в 12 т. Т. 8. Бесы. — Москва: Правда, 1982a. — 460 с.
7. Каратавова И.А. Обобщение педагогического опыта по теме: «Деталь как средство изучения художественного мира произведений А.П. Чехова» // Проблемы современной науки и образования. — 2013. — No 3. — С. 104–110.
8. Крон А.А. Бессонница. — Москва: Советский писатель, 1980. — 448 с.
9. Ларионова А.Н. Литература как фактор духовной жизни человека 1830–1850-х гг. (на материале предисловия к воспоминаниям А.А. Григорьева «Мои литературные и нравственные скитальчества») // Филология и культура. — 2015. — No 1. — С. 186–190.
10. Лесков Н.С. Павлин // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. — Москва: Правда, 1973. — 133–199 с.
11. Паустовский К.Г. Избранные произведения: в 2 т. Т. 2: Золотая роза; Рассказы. — Москва: Худож. лит., 1977. — 429 с.
12. Пигнастая Д.Г. Приемы создания художественного образа // Формирование профессиональной компетентности филолога в поликультурной образовательной среде. — Евпатория: Ариал, 2018. — С. 251–257.
13. Пильняк Б.А. Избранные произведения. — Москва: Худож. лит., 1976. — 702 с.
14. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: в 10 т. Т. 5: Евгений Онегин. Драматические произведения. — Ленинград: Наука, 1978. — 527 с.
15. Салтыков-Щедрин М.Е. Господа Головлевы. Сказки. — Москва: Правда, 1988. — 461 c. Солженицын А.И. Малое собрание сочинений. Т. 3: Рассказы. — Москва: ИНКОМ НВ, 1991. — 285 c. Солоухин В.А. Олепинские Пруды. Рассказы. — Москва: Современник, 1973. — 352 с.
16. Старыгина Н.Н. Художественная деталь как интертекстема в рассказе «Дух госпожи Жанлис»
17. Н.С. Лескова, или «локти» Агафьи Пшеницыной в споре о воспитании и целомудрии // Ученые записки Орловского государственного университета. — 2018. — No 2. — С. 161–165.
18. Толстой Л.Н. Собрание сочинений: в 22 т. Т. 8 Анна Каренина. — Москва: Худож. лит., 1981. — 495 c.
19. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения: в 12 т. Т. 6: Сочинения: 1858–1860. — Москва: Наука, 1981. — 495 с.
20. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения: в 12 т. Т. 7: Сочинения: 1861–1867. — Москва: Наука, 1981. — 559 с.
21. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения: в 18 т. Т. 2: 1883–1884. — Москва: Наука, 1983. — 575 с.
22. Шевцов Н.В. Феномен «Труда» (заметки на полях) // Меди@льманах. — 2021. — No 4. — С. 90–99. https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.4.2021.9099
23. Шипицына Н. В. Персонаж-читатель в русской литературе второй половины XIX в // Вестник Бурятского государственного университета. — 2015. — No 10-1. — С. 139–144.
Рецензия
Для цитирования:
Шевцов Н.В., Наумова Е.Е. Пресса в произведениях русской литературы. Концепт: философия, религия, культура. 2022;6(4):80-93. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-4-24-80-93
For citation:
Shevtsov N.V., Naumova E.E. Press in the Works of Russian Literature. Concept: philosophy, religion, culture. 2022;6(4):80-93. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-4-24-80-93