Теория супрематизма и Событие: поиск возможности субъективного преображения
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-4-24-138-150
Аннотация
В статье переосмыслен исследовательский подход к супрематизму как утопическому футуристическому проекту. Концептуальный анализ текстов К. Малевича, созданных с 1915 по 1922 гг. и посвящённых беспредметности, показал, что теория супрематизма может быть рассмотрена как оригинальный синтез идей четвёртого измерения (Ч. Хинтон) и эволюции сознания человека (П. Успенский). Что, в свою очередь, позволяет рассмотреть изложенные в теории супрематизма принципы сквозь призму понятия «Событие». И хотя данный термин сам К. Малевич не употреблял, идея «нового видения» как «вспышки смысла», открывающей возможность субъективного преображения, оказывается созвучны тому, что философские и эзотерические учения обычно понимают под Событием. В статье выдвинут тезис, согласно которому К. Малевич, если и не находился под прямым влиянием указанных учений, то по крайней мере имел возможность «впитывать» их из культурного контекста: атмосфера духовных исканий 1910-х – начала 1920-х гг. была буквально пропитана ими. В качестве одной из площадок творческого взаимодействия, насыщенного новыми подходами и их концептуальным осмыслением, описана постановка К. Малевичем, М. Матюшиным и А. Кручёных оперы «Победа над Солнцем». Здесь чётко прослеживается логический изоморфизм художественной практики создателей оперы, основанной на специфической трактовке времени и идее эволюции сознания, — и тех идей, которые лежали в основе современной им эзотерики. Ещё одним косвенным аргументом в пользу выдвинутого тезиса о как минимум параллелизме теории К. Малевича и концепции События является перформативный характер текстов, написанных автором «Чёрного квадрата». Согласно К. Малевичу, через «преодоление смысла» как «победу над разумом» и «предметностью» в художественном творчестве стирается разрыв между модусом постулирования возможности преображения и реальным опытом переживания чувства бессмертия, что также объединяет эзотерический проект иррационального «познания» таинственного «нового» с оккультными идеями управления этой сферой. Таким образом, супрематизм можно интерпретировать как Событие субъективного преображения, а теорию супрематизма — как инструмент, позволяющий пережить чувство бессмертия, доступное и творцу, и зрителю, развивающих в себе творческую волю к будущему.
Ключевые слова
Об авторе
Н. Ю. МалковаРоссия
Наталья Юрьевна Малкова — кандидат философских наук, доцент, доцент Департамента философии
690922, г. Владивосток, о. Русский, п. Аякс, д.10 (Россия)
Список литературы
1. Бадью А. Философия и событие. Беседы с кратким введением в философию Алена Бадью. — Москва: Институт Общегуманитарных исследований, 2016. — 193 с.
2. Вакар И. От традиции импрессионизма в живописи русского авангарда // Люди и измы: к истории авангарда. — Москва: Новое литературное обозрение, 2022. — С. 10-24.
3. Глазова Е. От философии к прозе. Ранний Пастернак. — Москва: Новое литературное обозрение, 2021. — 345 с.
4. Горячева Т.В. Теория и практика русского авангарда: Казимир Малевич и его школа. — Москва: АСТ, Времена, 2020. — 237 с.
5. Делез Ж. Логика смысла. — Москва: Академический проект, 2015. — 470 с.
6. Исаченко Н.Н. Идея «сверхчеловека» в философском дискурсе // Фундаментальные исследования. — 2014. — No11–9. — С. 2086–2089.
7. Кант И. Критика чистого разума. — Москва: Эксмо, 2006. — 734 с.
8. Крусанов А.В. Русский авангард: 1907–1932: исторический обзор: в 3 т. Т. 1. Кн. 1: Боевое десятилетие. — Москва: Новое литературное обозрение, 2010. — 770 с.
9. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. — Киев: Collegium; Киевская Академия Евробизнеса, 1994. — 285 с.
10. Малевич К.С. Чёрный квадрат. — Москва: АСТ, 2018. — 509 с.
11. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Сочинения: в 2 т. Т.2. — Москва: Издательство «Мысль», 1996. — С. 5–237.
12. Схейен Ш. Авангардисты: Русская революция в искусстве. 1917–1935. — Москва: КоЛибри, АзбукаАттикус, 2019. — 511 с.
13. Успенский П.Д. Tertium organum. Ключ к загадкам мира. — Москва; Санкт-Петербург: Т8 Издательские технологии; Пальмира, 2022. — 451 с.
14. Фаликов Б.З. Величина качества. Оккультизм, религии Востока и искусство XX века. — Москва: Новое литературное обозрение, 2017. — 254 с.
15. Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. — Москва; Санкт-Петербург: Медиум; Ювента, 1997. — 312 с.
16. Чубаров И.М. Коллективная чувственность. Теория и практика левого авангарда. — Москва: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2016. — 344 с.
17. Henderson L.D. The Fourth and Non-Euclidean geometry in Modern Art. — Cambridge: MIT Press, 2013. — XXVII, 729 p.
Рецензия
Для цитирования:
Малкова Н.Ю. Теория супрематизма и Событие: поиск возможности субъективного преображения. Концепт: философия, религия, культура. 2022;6(4):138-150. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-4-24-138-150
For citation:
Malkova N.Yu. The Theory of Suprematism and the Event: The Search for the Possibility of Transformation. Concept: philosophy, religion, culture. 2022;6(4):138-150. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-4-24-138-150