Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Гегель в зеркалах советской философии

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-4-28-8-20

Аннотация

Отношение к Гегелю в советской философии было противоречивым и в значительной степени зависело от идеологической конъюнктуры. Волны любви и ненависти к нему периодически чередовались. В разное время акцент ставился то на «революционный» метод, диалектику, то на «реакционную» систему, оправдание старого мира. В.И. Ленин на одной странице восхищался логическими открытиями Гегеля, на следующей — бранил его площадными словами за идеализм, мистику и «боженьку». В статье проводится параллель между стилистикой философских творений Ленина и авангардистов — художников и поэтов, отвешивавших «пощечины общественному вкусу». Философия становится у Ленина служанкой политики; в дальнейшем «принцип партийности» превратится в кредо марксистской догматики и критерий истинности философских учений. «Гегельянское» крыло в советском марксизме образовалось в 1920-е гг. Предводитель партии «диалектиков», А.М. Деборин, инициировал издание Собрания сочинений Гегеля, выходившего с большим и малыми перерывами в течение 30-ти лет (последний 15-й том так и не смог увидеть свет). После разгрома деборинцев в 1931 г. популярность Гегеля постепенно снижалась. Появлялись, впрочем, и оригинальные исследования, окрашенные любовью к Гегелю. Для создания культурно-исторической психологии Л.С. Выготский воспользовался гегелевскими понятиями «опосредствования» и «хитрости разума»; он считал, что Гегель «хромая шёл к правде». М.А. Лифшиц увидел в Гегеле «великого консерватора человечества», а приехавший в Советский Союз Г. Лукач написал здесь своего «Молодого Гегеля» и защитил эту книгу в качестве докторской диссертации (1942). Внимание Лифшица и Лукача концентрируется на «исторической диалектике» Гегеля, на осмыслении им революционных событий своей эпохи. К концу Великой Отечественной войны философия Гегеля была объявлена «аристократической реакцией на французскую революцию» (Сталин), и ненависть к Гегелю сделалась рефлекторной. Партию гонителей «гегельянщины» возглавил профессор МГУ З.Я. Белецкий. Он видел в ней «поповщину», которую, как и все прочие идеалистические учения, надлежит изучать в курсе истории религии. Лишь после смерти Сталина смогли возобновиться серьёзные исследования философии Гегеля. Э.В. Ильенков трактовал диалектику как «метод восхождения от абстрактного к конкретному» и прослеживал, как этот — материалистически переосмысленный — метод работает в «Капитале» Маркса. Категорию конкретного, понятую как «многообразие, сросшееся в единство» (И.А. Ильин), выдвинули на первый план ещё неогегельянцы; в этом отношении с ними был вполне солидарен В.И. Ленин. Параллельно с европейскими марксистами Ильенков критиковал интерпретацию диалектики как всеобщей картины мира, новой метафизики, которую культивировали «диамат» и «истмат». Он, однако, не разделял антигегельянские настроения школ Г. делла Вольпе и Л. Альтюссера. Гегель для Ильенкова — величайший революционер в логике со времён Аристотеля. В конце работы приводятся факты, свидетельствующие, что интерес к «советскому Гегелю» сохраняется и в наши дни.

Об авторе

А. Д. Майданский
Белгородский государственный национальный исследовательский университет; Московский государственный психолого-педагогический университет;
Россия

Андрей Дмитриевич Майданский — доктор философских наук, профессор кафедры философии;

Профессор Международной кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства»;

308015, г. Белгород, ул. Победы, 85 (Россия);

127051, Москва, ул. Сретенка, 29 (Россия);



Список литературы

1. Аржанов М. Гегельянство на службе германского фашизма: Критика неогегельянских теорий национализма. — Москва: Партиздат, 1933. —152 с.

2. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. — Москва: Педагогика, 1982. — С. 290–436.

3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собрание сочинений: 6 т. Т. 3. — Москва: Педагогика, 1983 — С. 5–337.

4. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: в 3 т. — Петроград: М.М. Стасюлевич, 1916.

5. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. — Санкт-Петербург: Брокгауз-Ефрон, 1913. — 377 с.

6. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т. 1. Энциклопедия философских наук. Часть I. Логика. — Москва; Ленинград: Госиздат, 1930. — CIII, 367 с.

7. Деборин А. Маркс и Гегель // Под знаменем марксизма. — 1923a. — № 8–9. — С. 5–20.

8. Деборин А. Маркс и Гегель // Под знаменем марксизма. — 1923b. — № 10. — С. 5–17.

9. Деборин А. Маркс и Гегель // Под знаменем марксизма. — 1924. — № 3. — С. 6–23.

10. Ильенков Э.В. Проблема идеала в философии (статья первая) // Вопросы философии. — 1962. — № 10. — С. 118–129.

11. Ильенков Э.В. Философская тетрадь // Ильенков и Коровиков. Страсти по тезисам о предмете философии (1954–1955). — Москва: Канон+, 2016. — С. 169–228.

12. Ильин И.А. Философiя Гегеля, какъ ученiе о конкретности бога и человека: в 2 т. — Москва: Г.А. Леман и С.И. Сахаров, 1918.

13. Ленин В.И. К двадцатипятилетию смерти Иосифа Дицгена // Полное собрание сочинений. Т. 23. — М.: Партиздат, 1973. — С. 117–120.

14. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма // Полное собрание сочинений. Т. 45. Март 1922 – март 1923. — Москва: Партиздат, 1970. — С. 23–33.

15. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 18. Материализм и эмпириокритицизм. — Москва: Партиздат, 1968. — 525 с.

16. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 29. Философские тетради. — Москва: Партиздат, 1969. — 782 с.

17. Лифшиц М.А. О Гегеле. — Москва: Grundrisse, 2012b. — 304 с.

18. Лифшиц М.А. Из автобиографии идей // Контекст 1987. Литературно-теоретические исследования. — Москва: Наука, 1988. — С. 264–318.

19. Лифшиц М.А. Надоело. В защиту обыкновенного марксизма. — Москва: Искусство – XXI век, 2012a. — 574 с.

20. Лифшиц М.А. Очерки русской культуры. — Москва: Академический проект; Культура, 2015. — 751 с.

21. Митин М. Гегель и теория материалистической диалектики // Гегель и диалектический материализм. — Москва: Партиздат, 1932. — С. 63–99.

22. Пашуканис К. Гегель и вопросы государства и нрава // Гегель и диалектический материализм. — Москва: Партиздат, 1932. — С. 214–229.

23. Ральцевич В. Гегель — идеолог буржуазии // Гегель и диалектический материализм. — Москва: Партиздат, 1932. — С. 100–129.

24. Философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова: страницы истории / под ред. А.П. Козырева. — М.: Издательство Московского университета, 2011. — 496 с.

25. Lire le Capital: 2 vol. / L. Althusser, J. Rancière, P. Macherey, et al. — Paris: Maspero, 1965.

26. Althusser L. Pour Marx. — Paris: Maspero, 1965. — 275 p.

27. Colletti L. Prefazione // Il’enkov E.V. La dialettica dell’astratto e del concreto nel Capitale di Marx. — Milano: Feltrinelli, 1961. — P. VII–LIX.

28. Ilyenkov E. Intelligent Materialism: Essays on Hegel and Dialectics / ed. and transl. by Evgeni V. Pavlov. — Boston: Brill, 2018. — 253 p. https://doi.org/10.1163/9789004388253


Рецензия

Для цитирования:


Майданский А.Д. Гегель в зеркалах советской философии. Концепт: философия, религия, культура. 2023;7(4):8-20. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-4-28-8-20

For citation:


Maidansky A.D. Hegel in the Mirrors of Soviet Philosophy. Concept: philosophy, religion, culture. 2023;7(4):8-20. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-4-28-8-20

Просмотров: 593


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)