Медиатизация православия как исследовательское поле
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-4-28-76-97
Аннотация
Статья посвящена анализу концептуализации процесса, получившего в научной литературе название медиатизации православия — сравнительно нового и актуального феномена, ведущего к пересмотру методологии и инструментария исследований в гуманитарных науках, прежде всего — в религиоведении. Вместе с тем, несмотря на перестраивание исследовательского фокуса, медиатизация православия остаётся малоизученным явлением. Динамический характер этого процесса постоянно проявляет всё новые тенденции, характерные для него; количество исследовательского материала постоянно растёт; постепенно увеличивается и количество научных работ по этой теме. При этом до сих пор не было попыток систематизации и кластеризации подобных исследований. Данная статья восполняет обозначенную лакуну. Её цель — систематизация исследований, посвящённых нише медиатизированного православия, сформировавшейся за истекшие три десятка лет. Для достижения этой цели было необходимо решить следующие задачи: 1) выявить соответствующие работы и дать характеристику научной дискуссии по проблеме теоретической концептуализации понятия медиатизации религии; 2) предложить авторскую классификацию тематических направлений исследования медиатизации отечественного православия, обосновать возможности и границы этой классификации; 3) выделить основные направления интерпретации процесса медиатизации православия в соответствии с таким основанием, как подход к описанию динамики этого процесса; 4) уточнить общее и различное в описании этапов и содержательных составляющих медиатизации православия с позиций существующих подходов; 5) рассмотреть исследовательское поле медиатизации православия на примере медиатизированных практик православных. Материалами исследования выступили теоретические и эмпирические исследования отечественных и зарубежных авторов, посвящённые медиатизации православия, созданные за время, начиная с появления первого труда по теме цифрового православия — в 2009 г. Методология исследования построена на вторичном анализе, на основании которого была предложена авторская классификация подходов к трактовке медиатизации православия. В свою очередь, на основании тематического и концептуального анализа была предпринята попытка оригинального теоретико-концептуального осмысления процесса медиатизации православия, обоснование выделения его этапов и их содержательных составляющих. В результате исследования показано, что за пятнадцать лет существования самостоятельной исследовательской ниши в данной области наблюдается постепенный количественный и качественный рост научных работ, посвящённых медиатизации православия.
Об авторе
В. Д. КоваленкоРоссия
Владимир Дмитриевич Коваленко — старший преподаватель; аспирант факультета Социологии
199178, Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., д. 57 (Россия);
199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 7/9 (Россия);
Список литературы
1. Богданова О. Медиатизация пастырства в Русской православной церкви: предпосылки формирования сайтов с вопросами священнику // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. — 2020. — Т. 38, № 2. — С. 207–234. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2020-38-2-207-234
2. Богданова О.А., Соколов А.С. Религиозные СМИ в ситуации конвергенции: инструменты медиааналитики и формирование стратегий православного медиа "Фома" в социальных сетях // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. — 2020. — № 4. — С. 78–83.
3. Гришаева Е.И., Бусыгин А.Г. Интернет в православном приходе: особенности взаимодействия православных пользователей с интернет-технологиями // Научный результат. Социология и управление. — 2020. — Т. 6, №1. — С. 3–15. https://doi.org/10.18413/2408-9338-2020-6-1-0-1
4. Диалог между государством и религией как основа для принятия управленческих решений: опыт исследования в регионах Северо-Запада / Ю.П. Байер, В.Д. Коваленко, Е.В. Родионова, Н.К. Сюндюков // Управленческое консультирование. — 2022. — № 6. — С. 146–160. https://doi.org/10.22394/17261139-2022-6-146-160
5. Ицкович Т. Запреты и предписания в православном интернет-пространстве // Стылістыка: мова, маўленне і тэкст. — Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2017. — С. 61–65.
6. Лученко К. Цифровизация богослужебных практик в период пандемии коронавируса в контексте медиатизации православия // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. — 2021. — Т. 39, № 1. — С. 39–57. https://doi.org/10.22394/2073-7203-202i-39-1-39-57
7. Митрофанова А.В. Религиозный фактор в мировой политике и проблема "цивилизаций" // Век глобализации. — 2008. — № 1. — С. 109–119.
8. Новикова А.А., Кирия И.В. Эстетика иммерсивности: особенности творческой деятельности журналиста в мультимедийных и трансмедийных проектах // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. — 2018. — Т. 15, № 2. — С. 276–288. https://doi.org/10.21638/11701/spbu09.2018.210
9. Островская Е.А. Интернет-медиатизация исповеди в среде православных сетевых vk.com сообществ // Logos et Praxis. — 2018. — Т. 17, № 3. — С. 45–58. https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2018.3.6
10. Островская Е.А. Медиатизация православия — это возможно? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2019. — № 5. — С. 300–319. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.5.14
11. Островская Е.А. Миссия выполнима: православные батюшки-блогеры // Концепт: философия, религия, культура. — 2021. — Т. 5, № 1. — С. 44–59. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-1-17-44-59
12. Островская Е.А., Алексеева Е.В. Исповедь в цифровом измерении: единицы структурированного наблюдения // Вестник археологии, антропологии и этнографии. — 2018. — № 4. — С. 204–212. https://doi.org/10.20874/2071-0437-2018-43-4-204-212
13. Писаревский В.Г. Влияние православных интернет-сообществ на социальные сети // Научный результат. Социология и управление. — 2016. — Т. 2, № 3. — С. 45–55. https://doi.org/10.18413/24089338-2016-2-3-45-55
14. Braga J.L. Mediatização comoprocesso interacionalde referência // Animus: revista interamericana de comunicação midiática. — 2006. — Vol. 5, No 2. — P. 9–35.
15. Campbell H. Who’s Got the Power? Religious Authority and the Internet // Journal of Computer-Mediated Communication. — 2007. — Vol. 12, No 3. — P. 1043–1062. https://doi.org/10.1111/j.10836101.2007.00362.x
16. Couldry N. Mediatization or mediation? Alternative understandings of the emergent space of digital storytelling // New Media & Society. — 2008. — Vol. 10, No 3. — P. 373–391. https://doi.org/10.1177/1461444808089414
17. Couldry N., Hepp A. Conceptualizing Mediatization: Contexts, Traditions, Arguments // Communication Theory. — 2013. — Vol. 23, No 3. — P. 191–202. https://doi.org/10.1111/comt.12019
18. Couldry N., Hepp A. The Mediated Construction of Reality. — Cambridge: Polity, 2016. — 256 p.
19. Digital Orthodoxy in the Post-Soviet World: The Russian Orthodox Church and Web 2.0 / ed. M. Suslov. — Stuttgart: Ibidem-Verlag, 2016. — 352 p.
20. Hepp A., Hasebrink U. 11. Human interaction and communicative figurations. The transformation of mediatized cultures and societies // Mediatization of Communication. — Berlin; Boston: De Gruyter, 2014. — P. 249–272. https://doi.org/10.1515/9783110272215.249
21. Hepp A., Hasebrink U. Researching Transforming Communications in Times of Deep Mediatization: A Figurational Approach // Communicative Figurations. — Cham: Springer International Publishing, 2018. — P. 15–48. https://doi.org/10.1007/978-3-319-65584-0_2
22. Hjarvard S. Mediatization and the changing authority of religion // Media, Culture & Society. — 2016. — Vol. 38, No 1. — P. 8–17. https://doi.org/10.1177/0163443715615412
23. Hjarvard S. The mediatization of religion: A theory of the media as agents of religious change // Northern Lights: Film & Media Studies Yearbook. — 2008a. — Vol. 6, No 1. — P. 9–26. https://doi.org/10.1386/nl.6.1.9_1
24. Hjarvard S. The Mediatization of Society // Nordicom Review. — 2008b. — Vol. 29, No 2. — P. 105–134.
25. Hjarvard S. Three Forms of Mediatized Religion Changing the Public Face of Religion // Mediatization and Religion. Nordic Perspectives. — Goteborg: Nordicom, 2012. — P. 21–44.
26. Hoover S.M., Venturelli S.S. The category of the religious: The Blindspot of contemporary media theory? // Critical Studies in Mass Communication. — 1996. — Vol. 13, No 3. — P. 251–265. https://doi.org/10.1080/15295039609366978
27. Krotz F. Mediatization: a concept with which to grasp media and societal change // Mediatization: Concept, Changes, Consequences. — New York: Peter Lang, 2009. — P. 21–40.
28. Krotz F., Hepp A. A concretization of mediatization: How ‘mediatization works’ and why mediatized worlds are a helpful concept for empirical mediatization research // Empedocles: European Journal for the Philosophy of Communication. — 2012. — Vol. 3, No 2. — P. 137–152. https://doi.org/10.1386/ejpc.3.2.137_1
29. Krüger O. The ‘Logic’ of Mediatization Theory in Religion: A critical consideration of a new paradigm // Marburg Journal of Religion. — 2018. — Vol. 20, No 1. — 31 p. https://doi.org/10.17192/mjr.2018.20.7699
30. Livingstone S. Foreword: coming to terms with «Mediatization» // Mediatization: Concept, Changes, Consequences. — New York: Peter Lang, 2009a. — P. ix–xii.
31. Livingstone S. On the Mediation of Everything: ICA Presidential Address 2008 // Journal of Communication. 2009b. — Vol. 59, No 1. — P. 1–18. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.2008.01401.x
32. Lövheim M. Mediatisation of religion: A critical appraisal // Culture and Religion. — 2011. — Vol. 12, No 2. — P. 153–166. https://doi.org/10.1080/14755610.2011.579738
33. Lundby K. Mediatization and secularization: transformations of public service institutions — the case of Norway // Media, Culture & Society. — 2016. — Vol. 38, No 1. — P. 28–36. https://doi.org/10.1177/0163443715615414
34. Martino L.M.S. Mediatization of Religion: Three Dimensions from a Latin American/Brazilian Perspective // Religions. — 2020. — Vol. 11, No 10. — 482. https://doi.org/10.3390/rel11100482
35. Sodré M. Antropológica do espelho: uma teoria da comunicação linear e em rede. — Petrópolis, RJ: Vozes, 2009. — 268 p.
36. Stähle H. Russian Church in the Digital Era: Mediatization of Orthodoxy. — London: Routledge, 2021. — 238 p. https://doi.org/10.4324/9780367814380
37. Thomas G. The mediatization of religion — as temptation, seduction, and illusion // Media, Culture & Society. — 2016. — Vol. 38, No 1. — P. 37–47. https://doi.org/10.1177/0163443715615659
Рецензия
Для цитирования:
Коваленко В.Д. Медиатизация православия как исследовательское поле. Концепт: философия, религия, культура. 2023;7(4):76-97. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-4-28-76-97
For citation:
Kovalenko V.D. Mediatization of Orthodoxy as a Research Field. Concept: philosophy, religion, culture. 2023;7(4):76-97. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-4-28-76-97