Экономика впечатлений в призме культурно-ценностных парадигм
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-4-28-98-116
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению экономики впечатлений в призме зависимости и взаимообусловленности от культурно-ценностных парадигм современного общества. Актуальность исследования обусловлена развитием данного явления в ряде обществ, включая российское. Цель статьи — анализ структурообразующих элементов экономики впечатлений в их соотнесенности с культурно-ценностными парадигмами. В круг задач исследования входит формулирование принципов экономики впечатлений как важного элемента сферы услуг, основанного на кастомизированном подходе к клиенту, рассмотрение концептуальных характеристик экономики впечатлений, а также анализ ценностно-этического компонента этого объективного социально-экономического явления, присущего постиндустриальному обществу. Научная новизна работы определяется авторской интерпретацией относительно современного социально-экономического явления «экономики впечатлений». Обозначены её сущность, функции и принципы работы. Обсуждаются причины возрастания её значения как социальногуманитарного компонента, содействующего устойчивому развитию, что особенно актуально в нынешних условиях, когда переосмыслению подвергаются онтологические, аксиологические, этические стороны человеческого общества. Подчёркивается важность учёта ценностей разных поколений для формирования впечатления и опыта. В процессе исследования использовались интегративный и системный подходы, позволившие выявить сущностное содержание явления; структурно-функциональный подход, позволивший исследовать структуру и функции экономики впечатлений; социокультурный подход, в рамках которого исследуются характеристики концепции и её влияние на систему взаимодействия бренда и потребителя, а также аксиологический подход, позволивший выявить индивидуальные ценностные ориентации и установки в их соотнесенности с общественной аксиологией. Проанализированы перспективы экономики впечатлений как фактора, содействующего устойчивому развитию с точки зрения влияния на потребителя и общество в целом, учитывая меняющиеся социальные и личные приоритеты, а также паттерны поведения. Отмечено возникновение новой парадигмы социокультурного переживания, связанной с сотворчеством и приобретением уникального коллективного опыта. Подчёркнута возросшая значимость расширения социального капитала за счёт совместной деятельности на благо общества. Результатом проведённого исследования является уточнение специфики экономики впечатлений как своеобразного «ответа» ценностных установок миллениалов на современные вызовы, определяющего их потребительское поведение, путём систематизации описаний её ключевых концептуальных компонентов.
Ключевые слова
Об авторе
А. А. АгрбаРоссия
Амина Алексеевна Агрба — кандидат культурологии, старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью
119454, Москва, проспект Вернадского, 76 (Россия)
Список литературы
1. Бауман З. Индивидуализированное общество. — Москва: Логос, 2005. — 390 с.
2. Богданова Д.Д., Королева А.А., Смольская Е.П. Миф об астурийском радикальном шахтере в условиях декарбонизации // Электронный научно-образовательный журнал «История». — 2021. — T. 12, № 3. https://doi.org/10.18254/S207987840014879-5
3. Ветушинский А.С. Игродром: что нужно знать о видеоиграх и игровой культуре. — Москва: Эксмо, 2021. — 272 с.
4. Воронкова Л.П. Туристский маркетинг в эпоху глобализации // Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. — № 1. — 2020. — С. 69–79.
5. Гарипова А.А. Комбинаторность экономики впечатлений и марочного капитала в контексте формирования потребительской лояльности // Международный научно-исследовательский журнал. — 2022. — № 11. — С. 110. https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.125.28
6. Забурдаева Е.В. Анализ социокультурных особенностей поколения миллениалов в России // Концепт: философия, религия, культура. — 2020. — Т. 4, № 4. — С. 122–134. https://doi.org/10.24833/25418831-2020-4-16-122-134
7. Индриков А.А. Монументальный облик ХХ века: штрихи к портрету // Ценности и смыслы. — 2018.— № 4. — С. 108–125. https://doi.org/10.24411/2071-6427-2018-10017
8. Капица С.П. Парадоксы роста: законы развития человечества. — Москва: Альпина нон-фикшн, 2010. — 191 с.
9. Кирьянова Л.Г. «Туристская дестинация» как комплексный концепт и ключевой элемент туристской системы // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2012. — № 4–1. — С. 131– 137.
10. Климова Т.Б., Глумова Я.Г. Тенденции развития индустрии туризма и гостеприимства сквозь призму цифровой экономики // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. — 2020. — Т.6, № 1. — С. 14–21. https://doi.org/10.18413/2408-9346-2020-6-1-0-2
11. Королева А.А., Никифорова А.Н. Благотворительная деятельность испанского горнодобывающего холдинга HUNOSA по сохранению индустриального наследия в условиях декарбонизации // Электронный научно-образовательный журнал «История». — 2023. — T. 14, № 5. https://doi.org/10.18254/S207987840026865-0
12. Лапидус Л.В., Леонтьева Л.С., Гостилович А.О. Минимальная цифровая корзина российских регионов для трансформации промышленности // Государственное управление. Электронный вестник. — 2019. — № 77. — С. 212–228. https://doi.org/10.24411/2070-1381-2019-10025
13. Лебедева М.М. Гуманитаризация мировой политики // Полис. Политические исследования. — 2021. — №4. — С. 76–87. https://doi.org/10.17976/jpps/2021.04.07
14. Лыгина Н.И., Паршиков Н.А., Рудакова О.В. Сфера культуры и досуга как основная составляющая экономики впечатлений // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и Управление. — 2020. — № 1. — С. 56–63. https://doi.org/10.17308/econ.2020.1/2754
15. Муртазина Г.Ф., Коба А.В., Харитонова Ю.М. Экономика впечатлений новая социально-экономическая ступень общества в мировой теории и практике // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. T. 1. — Саратов: НОО «Цифровая наука», 2020. — С. 169–172.
16. Пайн Д.Б., Гилмор Дж. Экономика впечатлений: работа — это театр, а каждый бизнес — сцена. — Москва: Вильямс, 2005. — 299 с.
17. Петренко Е.С. Формирование маркетинга впечатлений на предприятиях массового питания // Экономика и управление. — 2011. — № 6. — С. 86–89.
18. Погорлецкий А.И. Впечатления как новый продукт развития экономики и общества // Экономика.
19. Налоги. Право. — 2022. — Т. 15, № 2. — С. 6–16. https://doi.org/10.26794/1999-849Х-2022-15-2-6-16
20. Поротникова Н.А. Экономика впечатлений и управление опытом потребителей на ресторанном рынке // Экономика и управление. — 2011. — № 12-2. — С. 81–87.
21. Прохоров А.В. Маркетинг впечатлений в контексте продвижения образовательных услуг // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. — 2016. — № 1. — С. 8–14.
22. Прохоров А.В. Сущность концепции маркетинга впечатлений в сфере товаров и услуг // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. — 2018. — Т. 4, № 14. — С. 51–56.
23. Савкин Н.С. Идеология экономизма как основание отчуждения от социальности // Экономическая история. — 2015. — №3. — С. 76–80.
24. Сафранчук И.А., Лукьянов Ф.А. Современный мировой порядок: адаптация акторов к структурным реалиям // Полис. Политические исследования. — 2021. — №4. — С. 14–25. https://doi.org/10.17976/jpps/2021.04.03
25. Семилетова Я.И. Инновации в маркетинговых коммуникациях маркетинг впечатлений // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. — 2016. — № 42. — С. 176–179.
26. Структура маркетинга впечатлений / В. А. Поляков, О. В. Юдина, Э. Н. Нуримов [и др.] // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. — 2016. — № 1. — С. 215–217.
27. Сулима Е.Н. Глобальный социальный порядок постиндустриализма и процессы деонтологизации человеческого бытия // Ценности и смыслы. — 2018. — №3. — С.16–31.
28. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. — Москва: АСТ, 2004. — 588 с.
29. Хейзинга, Й. Homo ludens. Человек играющий. — Санкт-Петербург: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. — 409 с.
30. Чепьюк О.Р., Фортунатов А.Н. Экономика: в поисках постклассической парадигмы исследования // Философия и культура. — 2018. — № 7. — С. 24–31. https://doi.org/10.7256/2454-0757.2018.7.26446
31. Черников И.А. Экономика впечатлений в динамике современной культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2020. — № 4. — С. 59–68. https://doi.org/10.24412/1997-0803-2020-10406
32. Юдина Е.Н. Формирование солидарных групп в сети Интернет// Локус: люди, общество, культуры, смыслы. — 2016. — № 2. — С. 101–108.
33. Appraising fourth industrial revolution technologies role in the construction sector: how prepared is the construction consultants? / F.S.B. Ibrahim, A. Ebekozien, P.A. Khan, et al. // Facilities. — 2022. — Vol. 40, № 7/8. — P. 515–532. https://doi.org/10.1108/F-09-2021-0086
34. Bhat S.A., Darzi M.A. Online Service Quality Determinants and E-trust in Internet Shopping: A Psychometric Approach // Vikalpa: The Journal for Decision Makers. — 2020. — Vol. 45, № 4. — P. 207–222. https://doi.org/10.1177/02560909211012806
35. Bourdieu P. The market of symbolic goods // Poetics. — 1985. —Vol. 14, № 1–2. — P. 13–44. https://doi.org/10.1016/0304-422X(85)90003-8
36. Chen T. Personality Traits Hierarchy of Online Shoppers // International Journal of Marketing Studies. — 2011. — Vol. 3, № 4. https://doi.org/10.5539/ijms.v3n4p23
37. Consoli D. A New Concept of Marketing: The Emotional Marketing // BRAND Broad Research in Accounting, Negotiation and Distribution. — 2010. — Vol. 1, № 1. — P. 52–59.
38. Debord G. Society of the spectacle. — New York: Zone Books, 1995. — 154 p.
39. Helme-Guizon A., Magnoni F. Consumer brand engagement and its social side on brand-hosted social media: how do they contribute to brand loyalty? // Journal of Marketing Management. — 2019. — Vol. 35, — № 7–8. — P. 716–741. https://doi.org/10.1080/0267257X.2019.1599990
40. Jensen R. The Dream Society: How the Coming Shift from Information to Imagination Will Transform Your Business. — New York: McGraw Hill, 1999. — 256 p.
41. Kumar A., Killingsworth M.A., Gilovich T. Waiting for Merlot: Anticipatory Consumption of Experiential and Material Purchases // Psychological Science. — 2014. — Vol. 25, № 10. — P. 1924–1931. https://doi.org/10.1177/0956797614546556
42. Lai I.K.W., Lu D., Liu Y. Experience economy in ethnic cuisine: a case of Chengdu cuisine // British Food Journal. — 2019. — Vol. 122, № 6. — P. 1801–1817. https://doi.org/10.1108/BFJ-08-2018-0517
43. Malaysia’s low-cost housing solid waste management in the era of COVID-19: the role of fourth industrial revolution technologies / A. Ebekozien, M.S. Samsurijan, C. Aigbavboa, et al // Management of Environmental Quality: An International Journal. — 2023. — Vol. 34, № 1. — P. 80–98. https://doi.org/10.1108/MEQ-01-2022-0017
44. Rifkin J. The Age of Access: How the Shift from Ownership to Access is Transforming Capitalism. — New York ; London: Penguin, 2000. — 312 p.
45. Rogers D.L., Vrotsos K.L., Schmitt B.H. There’s No Business That’s Not Show Business: Marketing in an Experience Culture. — Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall, 2003. — 320 p.
46. Schmitt B. Experience Marketing: Concepts, Frameworks and Consumer Insights // Foundations and Trends® in Marketing. — 2010. — Vol. 5, № 2. — P. 55–112. https://doi.org/10.1561/1700000027
47. Wallman J. Stuffocation: Living More With Less. — London: Penguin Books, 2015. — 368 p.
Рецензия
Для цитирования:
Агрба А.А. Экономика впечатлений в призме культурно-ценностных парадигм. Концепт: философия, религия, культура. 2023;7(4):98-116. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-4-28-98-116
For citation:
Agrba A.A. The Experience Economy in the Prism of Cultural and Value Paradigms. Concept: philosophy, religion, culture. 2023;7(4):98-116. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-4-28-98-116