Preview

Концепт: философия, религия, культура

Расширенный поиск

Леонтьев и Наполеон III: две тенденции консерватизма одного века

https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-1-29-7-24

Аннотация

Предмет исследования — заочный спор российского философа с императором французов относительно смысла и направленности исторических событий. Актуальность определяется важностью проблемы прогресса для современного мира, необходимостью учёта всего комплекса прежних подходов к ней в нынешних условиях. Новизна определяется отсутствием работ, в которых было бы приведено сопоставление двух анализируемых подходов. В статье используются следующие методы: герменевтический, феноменологический, сравнительно-исторический. 
Политика Наполеона III характеризуется как в художественных произведениях Леонтьева, так и философско-публицистических. В романе «Одиссей Полихрониадес» Вторая империя во Франции предстаёт как лишённая духовного стержня механическая структура. В автобиографическом «Египетском голубе» император предстаёт в качестве узурпатора. В своей философской публицистике Леонтьев делает акцент на теории культурно-исторических типов. Франция Наполеона III в этом контексте выступает у него как иллюстрация периода вторичного смешения и упрощения в жизни цивилизаций. Но её история важна Леонтьеву и как своеобразная точка отсчёта в исторической системе координат, позволяющая сопоставить западный путь с судьбой России. Русский мыслитель всячески подчёркивал связь истории своей страны с Византийскими началами. Её будущее он видел в их сохранении и поддержке. Франция же, устремившаяся по дороге либерального эгалитаризма, рассматривалась Леонтьевым как государство, приходящее в упадок, которому свойственны разложение и утрата оригинальности, также как и религиозности, переход от сложности к более примитивной организации. Наполеон III, напротив, считал Францию авангардом цивилизации, а провозглашённый им «принцип национальностей» — единственной надёжной основой международной политики. Хотя Леонтьева и Наполеона III разделяют трактовки прогресса, понимание общего смысла истории, закономерностей цивилизационного развития, оба считали необходимым внесение консервативных элементов в общественную жизнь. При этом прогнозы философа в большей степени дают основание сравнивать с пророком его, нежели императора.

Об авторе

А. А. Кротов
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Артем Александрович Кротов — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории и теории мировой культуры

119991, г. Москва, ул. Ленинские горы, д.1. (Россия)



Список литературы

1. Авдеева Л.Р. К.Н. Леонтьев. Пророк или «одинокий мыслитель? — Москва: Российское гуманистическое о-во, 2012. — 157 с.

2. Бердяев Н.А. Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные (1900– 1906). — Санкт-Петербург: Изд. М.В. Пирожкова, 1907. — 437 с.

3. Бердяев Н.А. Константин Леонтьев: очерк из истории русской религиозной мысли // Н.А. Бердяев о русской философии. Свердловск: Изд-во Урал. у-та. 1991. ч.1. с. 149 – 286.

4. Булгаков С.Н. Победитель – Побежденный (Судьба К.Н. Леонтьева) // Сочинения в двух томах. Т. 2: Избранные статьи. — Москва: Наука, 1993. — С. 546–563.

5. Долгов К.М. Восхождение на Афон: жизнь и миросозерцание Константина Леонтьева. — Москва: Отчий дом, 2007. — 720 с.

6. Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1. Ч.2. — Ленинград: Прометей, 1991. — 280 с.

7. Корольков А.А. Пророчества Константина Леонтьева. — Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1991. — 199 с.

8. Косик В.И. Константин Леонтьев: размышления на славянскую тему. — Москва: Зерцало, 1997. — 235 с.

9. Леонтьев К. Н. Полн. собр. соч. и писем: в 12 т. СПб.: Владимир Даль. 2000 – 2021.

10. Лосский Н.О. История русской философии. — Москва: Сов. Писатель, 1991. — 480 с.

11. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произв: в 3 т. T. 1. — Москва: Политиздат, 1985. — С. 418–516.

12. Масарик Т.Г. Россия и Европа: эссе о духовных течениях в России. Т. 3. — Санкт-Петербург: Изд-во РХГИ, 2003. — 574 с.

13. Розанов В.В. Эстетическое понимание истории // Константин Леонтьев: pro et contra. Кн. 1. — Санкт-Петербург: Изд-во РХГИ, 1995. — С. 27–122.

14. Соловьев В.С. Леонтьев // Филос. наследие: ФН..., Т. 111. В.С. Соловьев. Т. 2. — Москва: Мысль, 1990. — C. 414–419.

15. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. — Вильнюс: Вильтис, 1991. — 599 с.

16. Яковенко Б.В. История русской философии. — Москва: Республика, 2003. — 510 с.

17. Bluche F. Le bonapartisme. — Paris: PUF, 1981. — 127 p.

18. Bordonove G. Napoléon III. — Paris: Pygmalion, 1998. — 457 p.

19. Desternes S., Chandet H. Napoléon III. Homme du XX siècle. — Paris: Hachette, 1961. — 365 p.

20. Girard L. Napoléon III. — Paris: Fayard, 2013. — 550 p.

21. Napoléon III. Œuvres. Vol. I – IV. — Paris: Plon, 1856.

22. Séguin P. Louis Napoléon le Grand. — Paris: Grasset, 1990. — 447 p.


Рецензия

Для цитирования:


Кротов А.А. Леонтьев и Наполеон III: две тенденции консерватизма одного века. Концепт: философия, религия, культура. 2024;8(1):7-24. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-1-29-7-24

For citation:


Krotov A.A. Leontiev and Napoleon III: Two Conservatism Tendencies of the Same Century. Concept: philosophy, religion, culture. 2024;8(1):7-24. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-1-29-7-24

Просмотров: 543


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-8831 (Print)
ISSN 2619-0540 (Online)