Политизация ислама в современном Иране: аутопойэсис шиитских традиций?
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-1-29-55-70
Аннотация
В статье предпринята попытка рассмотрения развития политизированного шиитского ислама в Иране как разновидности аутопойэсиса (Н. Луман) этой религиозной традиции. Обращение к заявленной теме обусловлено актуализацией влияния религии на жизненный мир ряда обществ, сделавших ставку на технологическую модернизацию, а также тем
значением, которое приобретает в наши дни тема оптимального сочетания модернизации и традиционных ценностей. Цель исследования — на основе анализа деятельности шиитского духовенства охарактеризовать своеобразие «переоценки ценностей» иранского общества в ходе развития современной философии и идеологии шиизма. В задачи исследования входило: 1) систематизировать имеющиеся научные подходы к процессу политизации шиизма во второй половине ХХ – начале ХХI вв.; 2) рассмотреть связь политических процессов со специфической теологией шиизма; 3) раскрыть динамику соотношения ценностей традиции и модернизации в учении шиитских религиозных деятелей; 4) уточнить специфику этапов влияния ислама имамитов на религиозную и политическую жизнь современного Ирана. Материалами исследования послужили богословские и научные сочинения исламских духовных лидеров, их оппонентов и последователей. В качестве ключевого метода использовались историко-генетический, позволивший проанализировать становление шиизма в Иране в историко-культурном контексте; и компаративный, с помощью которого была уточнена специфика различных этапов аутопойетического становления иранского шиизма на фоне других направлений шиизма и ислама в целом. В результате доказано, что рассмотрение пути развития философско-идеологических аспектов теологии шиизма с позиций теории Н. Лумана даёт возможность проследить не только внешние, но и автохтонные основания сложных реверсов этой религиозной модели самосознания общества; а также выявить и охарактеризовать функциональную специфику и динамические характеристики процесса политизации шиизма в Иране. В современном Иране теология влияет на состояние сознания верующих, и, как следствие, на социальные и политические процессы, — а не наоборот, как это принято считать по отношению к обществам модерна. Роль ислама имамитов (шиитов) в формировании ценностей и установок поведения в ходе реальных структурирования отношений в социуме оказывается для Ирана ключевой. При этом, однако в этой теологии содержится потенциал исторических изменений: сама теологическая система изменяется, отталкиваясь от собственных концепций и трансформируя их. Этот конструктивистский подход оказывается хорошо сопрягаем с упором на традиционализм, логическая возможность коллаборации с которым в строительстве общества нового типа обоснована в рамках развития теории «попечительства законоведа».
Ключевые слова
Об авторах
Ю. Г. МатушанскаяРоссия
Юлия Григорьевна Матушанская — доктор философских наук, профессор кафедры религиоведения Института социально-философских наук и массовых коммуникаций
420111, Казань, ул. Кремлевская д. 18 (Россия)
А. Р. Хайруллин
Россия
Альмир Рамилович Хайруллин — аспирант кафедры религиоведения Института социальнофилософских наук и массовых коммуникаций
420111, Казань, ул. Кремлевская д. 18 (Россия)
Ю. Т. Тулянская
Россия
Юлия Тихоновна Тулянская — кандидат философских наук
Список литературы
1. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в Раннее Средневековье. — Москва: Наука,1966. — 279 с.
2. Вебер М. Избранное: протестантская этика и дух капитализма. — Москва: РОССПЭН, 2006. — 648 с.
3. Галкина Е.С. Становление нации и пути национализма в Иране // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. — 2011. — № 3. — С. 81–97.
4. Грязневич П.А. О значении термина ар-рида // XXV Международный конгресс востоковедов. Доклады делегации СССР. — Москва: Изд-во вост. лит., 1960. — С. 12–24.
5. Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в двух революциях: 1905–1911 и 1978–1979 гг. — Москва: Институт востоковедения РАН, 1998. — 240 с.
6. Жижек С. Кукла и карлик: Христианство между ересью и бунтом. — Москва: Европа, 2009. — 334 с. Иран: ислам и власть / Отв. ред. Н.М. Мамедова и Мехди Санаи. — Москва: ИB РАН, 2001. — 280 с.
7. Кудряшова И.В. Иран как случай исламской модернизации // Политическая наука. — 2012. — № 2. — С. 107–134.
8. Кулюшин Н.Д. Мир политического и надполитического в представлениях иранских лидеров на основе анализа текстов имама Хомейни и президента Хатами // Полис. Политические исследования. — 2002. — № 5. — С. 110–116.
9. Лукоянов А.К. Мехди Базарган // Иранская революция 1978–1979 гг. Причины и уроки. — Москва: Наука, 1989. — С. 82–85.
10. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории. — Санкт-Петербург: Наука, 2007. — 641 с.
11. Матушанская Ю.Г. Социально Философский анализ теории систем Никласа Лумана // Вестник Казанского государственного энергетического университета. — 2012. — № 3. — С. 86–98.
12. Прозоров С.М. Введение // Шиитские секты. — Москва: Наука, 1973. — C. 16–79.
13. Рузанова В.М. Влияние религии на общество // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2019. — № 5-2. — С. 80–83.
14. Степанянц М.Т. Философско-мировоззренческие основания политического ислама Индии и Пакистана // Ислам в современном мире. — 2020. — Том 16, № 1. — С. 127–146. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2020-16-1-127-146
15. Сулимов С.И., Трегубова Д.Д. Шиитский исламизм как политический фактор // Манускрипт. — 2019. — № 6. — C. 158–161. https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.6.32
16. Тагиров Э.Р. Исламский мир перед глобальными вызовами XXI века (Размышление об уроках Иранской революции) // Исламоведческие исследования в современной России и СНГ: достижения, проблемы, перспективы: в 2 т. Т.1. — Казань: Intelpress+, 2009. — С. 161–172.
17. Хабермас Ю. Вовлечение другого: очерки политической теории. — Москва: Наука, 2001. — 415 с.
18. Шмитт К. Политическая теология. — Москва: Канон-пресс-Ц: Кучково поле, 2000. — 333 с.
19. Юртаев В.И. Иран: студенты в исламской революции. — Москва: Наука, 1993. — 218 с.
20. Alemzadeh M. Iran Protests and Patterns of State Repression // Iranian Studies. — 2023. — Vol. 56, No 3. — P. 557–561. https://doi.org/10.1017/irn.2023.16
21. Amanat A. From Ijtihad to Wilayat-i Faqih: The Evolution of Shiite Legal Authority to Political Power // Shari’a: Islamic Law in the Contemporary Context. — Stanford: Stanford University Press, 2007. — P. 120–136.
22. Arminjon-Hachem C. Chiisme et Etat. Les Clercs à l’épreuve de la modernité. — Paris: CNRS editions, 2013. — 542 p.
23. Banai H. Hidden Liberalism: Burdened Visions of Progress in Modern Iran. — Cambridge: Cambridge University Press, 2020. — XII, 174 p. https://doi.org/10.1017/9781108850445
24. Enayat H. Iran: Khomeini’s Concept of the ‘Guardianship of the Jurisconsult’ // Islam in the Political Process. — Cambridge: Cambridge University Press, 1983. — P. 160–180.
25. Ghamari-Tabrizi B. The Divine, the People, and the Faqih // A Critical Introduction to Khomeini. — Cambridge: Cambridge University Press, 2014. — P. 211–238. https://doi.org/10.1017/CBO9780511998485.012
26. Hossainzadeh N. Ruhollah Khomeini’s Political Thought: Elements of Guardianship, Consent, and Representative Government // Journal of Shi’a Islamic Studies. — 2014. — Vol. 7, No 2. — P. 129–150. https://doi.org/10.1353/isl.2014.0010
27. Jahanbakhsh F. Islam, Democracy and Religious Modernism in Iran (1953-2000). — Leiden: BRILL, 2001. — VII, 204 p. https://doi.org/10.1163/9789047400714
28. Leezenberg M. Power and Political Spirituality: Michel Foucault on the Islamic Revolution in Iran // Michel Foucault and Theology. — London: Routledge, 2004. — P. 99–115. https://doi.org/10.4324/9781315249025
29. Luizard P.J. Histoire politique du clergé chiite: XVIIIe-XXIe siècle. — Paris: Fayard, 2014. — 324 p.
30. Namazi R. Ayatollah Khomeini: From Islamic Government to Sovereign State // Iranian Studies. — 2019. — Vol. 52, No 1–2. — P. 111–131. https://doi.org/10.1080/00210862.2018.1551054
31. Race and Political Theology / ed. Lloyd V. — Stanford: Stanford University Press, 2012. — 264 p.
32. Ridgeon L. Ahmad Qābel and Contemporary Islamic Thought. — Cambridge: Cambridge University Press, 2023. — VIII, 280 p. https://doi.org/10.1017/9781009322263
33. Soroush A., Sadri M., Sadri A. Reason, Freedom, and Democracy in Islam: Essential Writings of Abdolkarim Soroush. — Oxford: Oxford University Press, 2002. — 236 p.
Рецензия
Для цитирования:
Матушанская Ю.Г., Хайруллин А.Р., Тулянская Ю.Т. Политизация ислама в современном Иране: аутопойэсис шиитских традиций? Концепт: философия, религия, культура. 2024;8(1):55-70. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-1-29-55-70
For citation:
Matushanskaya Yu.G., Khairullin A.R., Tulyanskaya Yu.T. Politization of Islam in Modern Iran: Autopoiesis of Shiite Tradition? Concept: philosophy, religion, culture. 2024;8(1):55-70. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-1-29-55-70