Виды концептуализации ужаса в жанрах кантри-нуар и южная готика
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-1-29-129-141
Аннотация
Актуальность рассмотрения смыслового наполнения концепта «ужас», связывающего жанры кантри-нуар и южной готики в единую подсистему семиотики культуры, обусловлена необходимостью более детального изучения специфики как самого обобщающего концепта, так и его роли в конкретных жанрах литературы и кинематографа. Соответственно цель данного исследования — проследить особенности смысловых регистров раскрытия различных видов ужаса в философско-герменевтическом поле жанров кантри-нуар и южная готика. Для этого 1) определены теоретические основы концептуализации ужаса в названных жанрах, что предполагает выявление ключевых элементов и механизмов, через которые эти концепты реализуются; 2) проанализирован нарративный и метафорический ряды развёртывания указанных концептов в рамках конструируемых авторами жизненных миров героев художественных текстов; 3) выявлены философско-герменевтические пласты, через которые происходит раскрытие данных концептов в избранных жанрах. Методы исследования основаны на философско-герменевтическом, концептологическом и нарративном подходах в анализе ряда произведений, выбор которых был определён их жанровой принадлежностью и степенью их релевантности для того или иного вида концептуализации ужаса. В качестве примера были взяты произведения «Старикам тут не место» Кормака Маккарти, «Зимняя кость» Дэниела Вудрелла, «Соль земли» Фланнери О’Коннор, «Последний хороший поцелуй» Джеймса Крамли, «Шум и ярость» Уильяма Фолкнера, а также кинофильм «Что видел Иосия»; последовательность приведения произведений в тексте статьи обусловлена последовательностью описания выявленных видов ужаса. В результате исследования подтверждена гипотеза о том, что концептуализация ужаса как нарушения привычного хода детерминации обнаруживает себя в трёх вариантах онтологизации этого переживания: ужас неопределённого мира (детерминация, зависимая от рамок восприятия субъекта, выступающая как выражение радикального внешнего, находящегося вне власти субъекта), ужас неопределённого себя (детерминация как порядок окружающего мира при неопределённости внутреннего мира личности), ужас вторжения (детерминации смещают друг друга). Обоснован вывод, согласно которому исследование ужаса как результата нарушения привычного хода детерминации в контексте кантри-нуар и южной готики позволяет не только выявить их имплицитную философско-культурную составляющую, но и глубже понять эти жанры, а также расширить теоретическую базу анализа подобных явлений в других культурных и литературных традициях.
Об авторе
Б. В. РзаевРоссия
Баязид Вагиф оглы Рзаев — студент Института филологии
119991, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1 (Россия)
Список литературы
1. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Собрание сочинений: в 7 т. Т. 1: Философская эстетика 1920-х годов. — Москва: Русские словари, 2003. — С. 69–264.
2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. — Москва: Худож. Лит., 1975. — 502 с.
3. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. — Москва: Искусство, 1991. — 336 с.
4. Гарагуля С.И. Особенности функционирования личных имен персонажей в романе У Фолкнера "Шум и ярость" // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. — 2008. — № 3-2. — С. 18–27.
5. Замятина Н. Ю. Зона освоения (фронтир) и ее образ в американской и русской культурах // Общественные науки и современность. — 1998. — № 5. — С. 75–89.
6. Липавский Л. Исследование ужаса. — Москва: Ad Marginem, 2005. — 446 с.
7. Меркушов Станислав Фёдорович Жанр «южной готики» в творчестве Дениса Третьякова («Церковь детства»). «Топологический» аспект // Русская рок-поэзия: текст и контекст. — 2021. — № 21. — C. 270–281.
8. Морозова М.В. Чтение художественной литературы как парадигмальная модель опыта в философской герменевтике Х.-Г. Гадамера // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. — 2017. — № 3. — С. 79–93.
9. Саттарова И.Б., Зиёев С.Н. Универсальность темы рока в литературе (Анализ произведенй. Г.Г. Маркес, У. Фолкнер и др.) // Экономика и социум. — 2022. — № 5-1. — С. 638–643.
10. Хамис Д. Исследования ужаса // Логос. — 2019. — № 5. — С. 135–150. https://doi.org/10.22394/0869-5377-2019-5-135-149
11. Чертовских М.Г., Чертовских Д.В. «Нездешний звук»: поэтика звука Г.Ф. Лавкрафта на примере рассказа «Изгой» // Концепт: философия, религия, культура. — 2023. — Т. 7, № 1. — С. 135–148. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-1-25-135-148
12. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. — Санкт-Петербург: Алетейя, 1998. — 256 с.
13. America’s Frontier Story: A Documentary History of Westward Expansion / ed. Ridge M., Billington R.A. — Huntington, NY: R. E. Krieger Pub. Co., 1980. — xxi, 657 p.
14. Gertzman J.A. Beyond Twisted Sorrow: The Promise of Country Noir. — Lutz, Fl.: Down & Out Books, 2022. — 296 p.
15. Marshall B. Defining Southern Gothic // Critical Insights: Southern Gothic Literature. — Amenia, NY: Salem Press, 2013. — P. 3–18.
16. McRoy J. Film Noir and the Gothic // Gothic Film: An Edinburgh Companion. — Edinburgh: Edinburgh University Press, 2020. — P. 37–57.
17. Walsh C. «Dark Legacy»: Gothic Ruptures in Southern Literature // Critical Insights: Southern Gothic Literature. — Amenia, NY: Salem Press, 2013. — P. 19–33.
Рецензия
Для цитирования:
Рзаев Б.В. Виды концептуализации ужаса в жанрах кантри-нуар и южная готика. Концепт: философия, религия, культура. 2024;8(1):129-141. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-1-29-129-141
For citation:
Rzayev B.V. Types of Conceptualization of Horror in the Genres of Country Noir and Southern Gothic. Concept: philosophy, religion, culture. 2024;8(1):129-141. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-1-29-129-141