Азиатская буддийская конференция за мир: история, деятельность, перспективы развития
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-2-30-69-82
Аннотация
Сегодня в мире наблюдается тенденция возрастания роли религиозных лидеров в решении социальных проблем. Буддийские деятели России также поддерживают данную тенденцию и способствуют развитию и эмансипации общества, применяя буддийские идеи. Целью обзорной статьи является введение в научный оборот сведений о деятельности Азиатской буддийской конференции за мир, одной из самых крупных и влиятельных буддийских организаций в мире, зарегистрированной в качестве наблюдателя в экономическом и социальном советах ООН. Для осуществления этой цели были рассмотрены история и предпосылки создания организации, описаны её цели и миссия, представлен руководящий состав на настоящее время, даны перспективы развития. При это основное внимание сфокусировано на историческом значении АБКМ для развития буддизма в целом. Несмотря на большое значение данной международной религиозной организации, до сих пор не существует обобщающей работы, в которой была бы подробно описана деятельность АБКМ. В данной статье представлена попытка восполнить этот пробел. Статья основана на материалах личных архивов Доржигушаевой О.В., который включает хроникальные записи деятельности Азиатской буддийской конференции за мир, а также протоколы заседаний АБКМ. Основные методы исследования — хронологический, текстологический, дескриптивный. В статье, кроме цели и миссии АБКМ, также дана информация о постоянных комиссиях, центрах Азиатской буддийской конференции за мир, сосредоточено внимание на деятельности организации, руководящем составе в настоящее время. Описаны перспективы развития, состоящие из семи стратегий организации, которые АБКМ планирует воплотить в ближайшем будущем. Отметим, что некоторые из стратегий развития уже воплощены или претворяются в жизнь. Особое место занимают стратегии, направленные на решение глобальных мировых проблем, таких как загрязнение окружающей среды, предотвращение социальных конфликтов, предотвращение гендерного неравенства, развитие национальных ценностей и сохранение культурного наследия азиатских стран, исповедующих буддизм, стремление к устойчивому развитию в мире в целом. В результате исследования обоснован вывод о наличии структурно-организационной целостности АБКМ на современном этапе. Несмотря на определённые трудности своего исторического развития, к настоящему времени движение сумело развить возможности сетевого взаимодействия своих подсистем на разных уровнях; обеспечило компетентный кадровый состав, включающий авторитетных деятелей локального, регионального и международного масштаба; подтвердило свою способность включаться в решение задач глобального взаимодействия в рамках работы с буддистами разных стран.
Ключевые слова
Об авторах
Т. Р. ЛенхобоеваРоссия
Татьяна Робертовна Ленхобоева — кандидат филологических наук, доцент кафедры «Медиакоммуникации»
670013, Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40в (Россия)
О. В. Доржигушаева
Россия
Оюна Владимировна Доржигушаева — кандидат философских наук, доцент кафедры философии, истории и культурологии
670013, Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40в (Россия)
Список литературы
1. Абаева Л.Л. «Азиатская буддийская конференция за мир» в истории дипломатических взаимоотношений буддийского духовенства России (Бурятии) и Монголии // Россия и Монголия в XX–XXI вв. — Новосибирск: Сибирское отделение РАН, 2021. — С. 50–52 https://doi.org/10.53954/9785604607886_50
2. Амоголонова Д.Д. Буддизм в Бурятии: российское государство и конфессиональная конкуренция // Страны и народы Востока. — 2015. — № 36. — С. 5–41.
3. Бадмацыренов Т.Б., Бадмацыренова Е.Л., Родионов В.А. Проблемы сохранения и репрезентации культурного наследия разных народов // Диалог культур в эпоху глобализации и цифровизации. — Екатеринбург: Уральский университет, 2020. — С. 25–26.
4. Бакаева Э.П. Центральное духовное управление буддистов: представления и реальность // Вестник калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. — 2012. — Т. 5, № 4. — С. 34–44.
5. Доржигушаева О.В., Жанаев А.Т Ценности традиционных культур как ресурс экологической этики // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. — 2019. — № 4. — С. 124–133.
6. Ильюшин П.С. Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей как источник по истории межрелигиозных отношений Русской Православной Церкви в 1965–2009 годах // Христианство на Ближнем Востоке. — 2020. — № 2. — С. 214–225. https://doi.org/10.24411/2587-9316-2020-10009
7. Кириченко С.В. Миротворческая деятельность буддийской конфессии СССР (1950–1980-е гг.) // Известия Иркутского государственного университета. Серия История. — 2022. — Т. 42. — С. 50-57. https://doi.org/10.26516/2222-9124.2022.42.50
8. Кожевникова М. Повесть об учителе. Бакула Ринпоче в России. — Санкт-Петербург: Нартанг, 2003. — 156 с.
9. Митыпов В.М. Буддийская церковь в условиях трансформации российского общества (конец 1980-х начало 1990-х гг.) // Власть. — 2015. — № 5. — С. 55–58.
10. Нимбуев Ч.Д. Международная деятельность Пандито Хамбо-ламы Ж.Д. Гомбоева как проявление народной дипломатии // Власть. — 2022. — Т. 30, № 6. — С. 247-252. https://doi.org/10.31171/vlast.v30i6.9385
11. Уланов М.С. Буддийская культура и экологическое сознание // Вестник Калмыцкого государственного университета. — 2017. — № 2. — С. 157–162.
12. Янгутов Л.Е., Урбанаева И.С. Буддизм и буддология в Бурятии // Вестник Бурятского научного центра сибирского отделения Российской академии наук. — 2014. — № 3. — С. 20–41.
13. Blythe J., Gamble R. Contemporary Buddhist Peace Movements // The Wiley Blackwell Companion to Religion and Peace, — Hoboken: Wiley Blackwell, 2022. — P. 275–288. https://doi.org/10.1002/9781119424420.ch23
14. Buddhism and Peace: theory and practice / ed. C. Mun. — Honolulu: Blue Pine Books, 2006. — 454 p.
15. Buddhism in Mongolian History, Culture, and Society / ed. Wallace V.A. New York: Oxford University Press, 2015.— 280 p. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199958641.001.0001
16. Dondukov B., Dorzhigushaeva O., Dondukova G. Socially engaged Buddhism: cattle-breeding initiative of the Buryat Buddhist sangha and its ecological significance in the Baikal region, Russia // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. — 2021. — Vol. 776, No 1. — P. 012009. https://doi.org/10.1088/1755-1315/776/1/012009
17. Dorzhigushaeva O.V., Kiplyuks A.V. Environmental Ethics of Buddhism // International Journal of Environmental Science and Development. — 2020. — Vol. 11, No 3. — P. 154–158. https://doi.org/10.18178/ijesd.2020.11.3.1243
18. Gupta S.K. Significance of Buddhism Diplomacy for sustainable development in modern Asia // Mindful leadership for sustainable peace. — Hanoi: Hong Duc Publishing House. — 2019. — P. 463–477.
19. Kraft K. Prospect of a Social Engaged Buddhism // Inner Peace, World Peace: Essays on Buddhism and Nonviolence. — Albany: State University of New York Press, 1992. — P. 11–31.
20. Masatsugu M.K. ‘Bonded by reverence toward the Buddha’: Asian decolonization, Japanese Americans, and the making of the Buddhist world, 1947–1965 // Journal of Global History. —2013. — Vol. 8, No 1. — P. 142–164. https://doi.org/10.1017/S1740022813000089
21. Van der Veer P., Ngo T., Smyer Yu.D. Religion and Piece in Asia // The Oxford Handbook of Religion, Conflict, and Peacebuilding. — Oxford: Oxford University Press, 2015. — P. 407–429. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199731640.013.0016
Рецензия
Для цитирования:
Ленхобоева Т.Р., Доржигушаева О.В. Азиатская буддийская конференция за мир: история, деятельность, перспективы развития. Концепт: философия, религия, культура. 2024;8(2):69-82. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-2-30-69-82
For citation:
Lenkhoboeva T.R., Dorzhigushaeva O.V. Asian Buddhist Conference for Peace: History, Activities, Development Prospects. Concept: philosophy, religion, culture. 2024;8(2):69-82. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-2-30-69-82