Феномен религиозности писателя в контексте комплаенса и межкультурной коммуникации (философско-религиоведческий подход)
https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-2-30-111-135
Аннотация
Актуальность изучения понятия «комплаенс» связана с его стремительным распространением в мировой академической литературе последних лет, где оно представлено в нескольких отраслях знания (бизнес, право, финансы, медицина и т.п.) и имеет тенденцию к расширительному употреблению (например, в литературоведении и религиоведении). Не меньший интерес представляют соответствующие культурные практики ревитализации социальной роли религии, которые могут быть рассмотрены как основание расширительного употребления лексемы «compliance» (согласие, снисхождение, добровольная уступка, самоограничение), известной в английском языке с XIII в. Напомним: особую роль это понятие сыграло в культуре Реформации, где приобрело специфическое значение «согласия с инакомыслящими и инаковерующими». Таким образом, цель данного исследования — проследить историю понятия «комплаенс», сделав акцент на современных значениях этого термина и анализе соответствующих ему культурных форм (с упором на скрытые религиозные коннотации такого словоупотребления). Для достижения этой цели необходимо: 1) описать лингво-этимологические особенности понятия «комплаенс» в различных культурных контекстах, выделить основания возвращения к «широкому» значению данного термина; 2) проследить дрейф данного понятия из религиозно-теологического в светский контекст; провести сопоставление понятий, описывающих групповую и персональную религиозную идентичности, установить формы их возможного «согласия»; 3) выявить специфику культурной практики комплаенса как «добровольного согласия» групповой и персональной религиозности на примере писательского творчества; 4) на материалах текстов А.П. Чехова установить особенности современной культурной оптики комплаенса по отношению к феноменам культуры прошлого; 5) выделить ключевые особенности прочтения сочинений А.П. Чехова с позиций оптики комплаенса. Материалами исследования послужили данные словарей и энциклопедий, лингвистическая база данных «Национальный корпус русского языка» и ряд избранных произведений А.П. Чехова. В работе на основании антропологического, аксиологического и герменевтического подходов использованы методы дискурс-анализа и нарративного анализа, а также биографический метод. В результате обоснован вывод, что получившее всемирное признание творчество А.П. Чехова может быть интерпретировано в качестве примера презентации религии как «живой религиозности», т.е. универсального социально-личностного феномена конструирования успешных практик «надзирания за неизвестным» (Н. Луман), образующих исторически особые институциональные и вернакулярные формы их уникально-личностного переживания. Данное исследование подтвердило, что обращение к слову «комплаенс» в неспецифических контекстах (то есть вне права, экономики и медицины, например — в литературоведении) основано на скрытых коннотациях религиозного толка, которыми «прошито» бытование этого понятия в культуре Реформации.
Ключевые слова
Об авторах
Н. М. МарковаРоссия
Наталья Михайловна Маркова — кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и религиоведения
600000, Владимир, ул. Горького, 87 (Россия)
Е. И. Аринин
Россия
Евгений Игоревич Аринин — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и религиоведения
600000, Владимир, ул. Горького, 87 (Россия)
В. С. Мартиросян
Армения
Вергине Самвеловна Мартиросян — кандидат филологических наук, ассистент кафедры богословия
г. Ереван, 0025, Алека Манукяна, 1 (Республика Армения)
Список литературы
1. Аринин Е.И. Эстетика «лѣпоты»: вера (религиозность) танцора, художника и поэта в свете подходов современного религиоведения // III Российский эстетический конгресс: эстетика во времена глобальных перемен. Т.1. — Владимир: Аркаим, 2023. — С.26-28.
2. Аринин Е.И., Мартиросян В.С. Религия, религиозность и концептуальные подходы к художественному мышлению // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. — 2021. — № 3. — С. 65–79.
3. Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и полит. идентичность в высоких культурах древности. — Москва: Яз. слав. культуры, 2004. — 363 с.
4. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу: в 3-х т. Т.1. — Москва: Индрик, 1994. — 800 с.
5. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. — Москва: Художественная литература, 1990. — 542 с.
6. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. — Москва: Искусство, 1979. — 424 с.
7. Бодунова И.И. Текстологический феномен в танце // Искусство и культура. — 2014. — № 4. — С. 88-94.
8. Бялый Г. Чехов и русский реализм. — Ленинград: Советский писатель, 1981. — 400 с.
9. Гамкрелидзе Т., Иванов В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историкотипологический анализ праязыка и протокультуры. Книга вторая. — Тбилиси: Изд-во Тбилисского ун-та, 1984. — 1329 с.
10. Гранкин М.Б., Жигас М.Г. Комплаенс культура, как важнейший элемент управления регуляторным риском // Baikal Research Journal. — 2016. — Т. 7, № 3. https://doi.org/10.17150/2411-6262.2016.7(3).3
11. Долженков П. Чехов и позитивизм. — Москва: Скорпион, 2003. —218 с.
12. Дьяконова Л.Т. Танец как феномен культуры // Общество. Среда. Развитие. — 2011. — 3. — С. 155158.
13. Иванов В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 1. — Москва: Языки русс. культуры, 1999. — 912 с.
14. Иванов В. Собрание сочинений: в 4-х т. Т. 4. — Брюссель: Foyer Oriental Chretien, 1987. — 800 с.
15. Иванов В., Топоров В. Исследования в области славянских древностей. — Москва: Наука, 1974. — 342 с.
16. Королева Э.А. Танец, его происхождение и методы исследования (по работам зарубежных ученых XX века) // Советская этнография. — 1975. — № 5. — С. 147-155.
17. Костылев П.Н. Институализация религиоведения в Московском университете в первой половине ХХ в. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. — 2013. — № 5. — С. 79-95.
18. Кучуради И. Литература и философия // Философия и общество. — 2019. — № 1. — С. 74-94. https://doi.org/10.30884/jfio/2019.01.05
19. Леви-Стросс К. Мифологики: в 4-х т. Т. 3. Происхождение застольных обычаев. —Москва; Санкт-Петербург: Университетская книга, 2000. — 461 с.
20. Лихачев Д. Избранные работы: в 3 т. Т. 3. — Ленинград: Художественная лит-ра, 1987. —520 с.
21. Ложкина Л.И. Комплаенс как актуальная проблема медицинской психологии: теоретико-методологические аспекты // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. — 2015. — Т. 15, № 3. — С. 75-80. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2015-153-75-80
22. Лосев А. Диалектика мифа. — Москва: Мысль, 2001. — 558 с.
23. Лосев А. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: в 2-х кн. Кн. 1. — Харьков; Москва: АСТ, 2000. — 832 с.
24. Лотман Ю. Избранные статьи: в 3 т. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. — Таллин: Александра, 1992. — 478 с.
25. Никулин Л. Художник жизни // Великий художник. — Ростов на Дону: Ростовское книжное изд-во, 1960. — С. 33-73.
26. Орехов Р.А. Мир строителей пирамид: Эпоха Древнего царства. — Санкт-Петербург: Контраст, 2014. — 464 с.
27. Подорога В.А. О чем спрашивают, когда спрашивают "что такое философия?" // Философский журнал. — 2009. — № 1. — С. 5-17.
28. Пропп В. Исторические корни волшебной сказки. — Ленинград: ЛГУ, 1986. — 366 с.
29. Разумова Н. Творчество А. П. Чехова в аспекте пространства. — Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та, 2001. — 522 с.
30. Религиозность и медицина: комплаенс между образами медиа и рациональностью / Е. И. Аринин, М. С. Лютаева, Н. М. Маркова, Д. И. Петросян // Религиоведение. — 2023. — № 3. — С. 118-128. https://doi.org/10.22250/20728662_2023_3_118
31. Рорти Р. От религии через философию к литературе: путь западных интеллектуалов // Вопросы философии. — 2003. — № 3. — С. 30-41.
32. Савинов А.А. Концептуальное и историческое осмысление взаимоотношений «словесности» и «литературы» // Культура и образование. — 2022. — №3. — С. 56–69. https://doi.org/10.24412/23101679-2022-346-56-69
33. Соловьев В. Кризис западной философии (против позитивистов) // Сочинения: в 2 т. Т. 2. — Москва: Мысль, 1988. — С. 3-138.
34. Ся Л. Термин словесность в дореволюционной русской филологической традиции (на материале учебника «Теория словесности» П. В. Смирновского 1913 года) // Верхневолжский филологический вестник. —2019. — № 1. — С. 72-77. https://doi.org/10.24411/2499-9679-2019-10315
35. Таянова Т.А. Литература и религия: к вопросу о «двоеверии» религиозного писателя // Проблемы истории, филологии, культуры. — 2012. — №3. — С. 232-240.
36. Ткаченко Ю.А., Шевченко М.В. Комплаенс-контроль как ключевой фактор в управлении экономическим субъектом // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова. — 2016. — № 2. — С. 196-199.
37. Успенский Б. Избранные труды: в 3т. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. — Москва: Языки русс. культуры, 1996. — 608 с.
38. Федотова Е.Д. Роден и проблема «литературщины» // Искусство Евразии. — 2018. — № 3. — С. 172-178. https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2018.03.015
39. Флоренский П. Имена: Сочинения. — Москва: Эксмо, 2008. — 896 с.
40. Флоренский П. Столп и утверждение истины. — Москва: АСТ, 2007. — 634 с.
41. Чудаков А. Поэтика Чехова. — Москва: Наука, 1971. — 292 с.
42. Шубин Б. Доктор А. П. Чехов. — Москва: Знание, 1982. —176 с.
43. Badiou A. Petit Manuel d’inesthétique. — Paris: Editions du Seuil, 1998. — 214 p.
44. Bergson H. Les Deux Sources de la morale et de la religion. — Paris: Librairie Felix Alcan, 1932. — 346 p.
45. Ellis H. The dance of life. — Boston, New York: Houghton Mifflin Company, 1923. — 377 p.
46. Giacomo G. Di. Estetica e letteratura. Il grande romanzo tra Ottocento e Novecento. — Roma; Bari: Editori Laterza, 1999. — 256 p.
47. Malinowski B.K. Magic, science and religion and other essays. — New York: Doubleday Incorporated, 1925. — 63 p.
48. Medication Adherence and Compliance: Recipe for Improving Patient Outcomes / T.O. Aremu, O.E. Oluwole, K.O. Adeyinka, J.C. Schommer // Pharmacy. — 2022. — Vol. 10, No 5. — P. 106. https://doi.org/10.3390/pharmacy10050106
49. Weninger R. Manfred Beller and Joep Leerssen (eds.), Imagology: The Cultural Construction and Literary Representation of National Characters – A Critical Survey. Series: Studia Imagologica , vol. 13; series editors:
50. Hugo Dyserinck and Joep Leerssen (Amsterdam and and New York: Rodopi, 2007). ISBN 978-90-420-23185, €45 // Comparative Critical Studies. — 2009. — Vol. 6, No 2. — P. 281–285. https://doi.org/10.3366/E1744185409000779
51. Wright D.F.B., Sinnappah K.A., Hughes D.A. Medication adherence research comes of age // British Journal of Clinical Pharmacology. — 2023. — Vol. 89, No 7. — P. 1914–1917. https://doi.org/10.1111/bcp.15722
Рецензия
Для цитирования:
Маркова Н.М., Аринин Е.И., Мартиросян В.С. Феномен религиозности писателя в контексте комплаенса и межкультурной коммуникации (философско-религиоведческий подход). Концепт: философия, религия, культура. 2024;8(2):111-135. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-2-30-111-135
For citation:
Markova N.M., Arinin E.I., Martirosyan V.S. The Phenomenon of Authors Religiosity in the Context of Compliance and Intercultural Communication (A Philosophical and Religious Approach). Concept: philosophy, religion, culture. 2024;8(2):111-135. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2024-2-30-111-135